X

Махачкала. Возвращение домой

26

Толчком к описанию этого очерка стали часто появляющиеся в дагестанских газетах воспоминания некоторых махачкалинцев о быте прошлых лет, памятниках прошлого и современниках, оставивших след в истории города.

«Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились».
П.А. Павленко

Я родился и более 80 лет прожил в Махачкале, считаю её своей родиной и испытываю гордость за героические свершения прошлого. Долгая жизнь… ушли друзья детства и юности, коллеги. Остались воспоминания, с особой остротой возникающие по ночам и не отпускающие. Они и радость, и горечь, сомнения и утверждение своих поступков и памятные споры друзей, приходящих в короткие утренние сновидения и тяжелый сон.
В младенческие годы перенес полиомиелит, обретя на всю жизнь слабость левой ноги, хромоту и постоянное ощущение физической неполноценности. Обида и постоянные драки вынуждали к ответным действиям и с малых лет закрепили обо мне порочное мнение. Случится переполох на улице или в школе, виновным оставался я. Мои интеллектуальные данные не интересовали в ссорах и, зачастую, усугубляли ситуацию. Явно не по своей воле я менял школы № 2 на № 3, № 14 на № 10. И лишь последние три года я учился и окончил мою действительно любимую школу № 1.
С малых лет не только физическое развитие, сколь влекущая меня любознательность толкали меня на улицу. Приветливость местных жителей объяснялась не только их характером, но и моим возрастом и явным благожеланием. Скоро я не только исходил весь город, но и приобрел массу знакомых и друзей.
Махачкала (бывший «Петровск-Порт») расположен на невысоком «плато» между морским побережьем и горой Тарки-Тау. С самого основания город был поделен и развивался как два функциональных участка: Махачкала-1 («Сортировочная») и Махачкала-2 («Порт»). Махачкала «Сортировочная» являлась крупным железнодорожным узлом, соединяющим центральные районы России с республиками Кавказа. Здесь формировали и комплектовали составы по направлениям, осуществляя ремонт и грузовые работы силами преимущественно набранных профессиональных рабочих с территории России.
Железнодорожные пути Махачалы-1 продолжались в Махачкале-2 и далее изгибом морского побережья в сторону завода № 182 (будущего «Дагдизель» и намечающегося уже города Каспийска). До поворота на Каспийск и далее тянулся нежный морской песок, идеальное место отдыха и индивидуальных мест рыбной любительской ловли. Оба вокзала на пригорке от рельсового пути связывала улица им. Орджоникидзе.
Несмотря на малое количество (до Великой Отечественной войны около 39 тысяч человек), уже намечались постройки, преимущественно частные (камень, саман, глина), уже можно было насчитать будущие 6-7 улиц. Как к солнцу устремлялись перпендикулярно к горам (преимущественно к поселку Тарки и её Джума-мечети).
Городом, преимущественно, можно было назвать вокзалы и примыкающие к ним улицы. Особенно красива и совершенна была улица Маркова, некоторые каменные дома с лепниной, большие деревья, смыкаясь, давали тень в самый солнечный день и прохладу.
Морской порт образован узким заливом со входа, ограниченного молом с постройками, подъемными кранами и строениями пакгаузов, а с моря северным молом, за которым широкий залив для швартовки кораблей. Порт огорожен, снабжен большой радиовышкой. От порта на весь город тянется великолепный пляж с мелким песком. Вдоль ограды располагались индивидуальные будочки раздевалок (наподобие банных) с тазиками для мытья ног после купания. На побережье три вышки для прыжков в воду (от 3 до 8 метров). На берегу деревянные грибки с навесами служили местом отдыха от солнечного зноя. ОСВД располагал тремя шлюпами и вельботом. В 40-50 метрах от кромки воды располагался крытый брезентом павильон с набором прохладительных напитков. По воскресным дням катер морского порта устраивал платные прогулки вдоль побережья.
В свободное от учебы или работы время берег был усеян рыбаками с закидушками или бамбуковыми палочками с крючками. В подавляющем большинстве попадались бычки, редко – тарашка или сельдь нахально цеплялась за обнаженный крючок. Чаще ловили себе на «жареху», реже продавали за мелочь на рынке. Не знаю, кому пришло на ум назвать эту ловлю браконьерством. Но дело сделано, с базарных прилавков исчезла дешевая рыба. Моторный флот, почуяв кормушку, взвинтил цены.
Я помню, как в 1942 году после бомбежки нашего порта мы ловили оглушенную рыбу марлевыми самодельными сачками. Рыбы было много и разной. Помню, когда за пол-литровую банку чёрной икры стали требовать уже не 3, а 4 рубля. Смешно. Я тогда дал слово: никогда такую «гадость» не куплю за 4 рубля. Теперь уж точно могу сказать, что за теперешние запредельные цены икру могут позволить себе либо отчаянные браконьеры, криминальные авторитеты, либо миллионеры, то есть практически те же воры.
Махачкала располагается на западном побережье Каспия, почти на красивейшем плато и глубоком морском шельфе. Вверх от вокзала Махачкалы-1 идёт улица им. Громова до пересечения с улицей Магомеда Гаджиева с Махачкалы, которая берёт начало у центральной площади.
Чуть выше вокзала Махачкалы-1 на пригорке стоит небольшая православная церковь. От неё к Махачкала-2 идёт ул. Орджоникидзе до небольшой площади Коминтерна и вниз на вокзальную площадь Махачкала-2.
Махачкала уже до войны представляла быстро развивающийся город. Работали химзавод, механические мастерские, мебельная фабрика, судоремонтные мастерские, рыбоконсервный комбинат. Во время рыболовного сезона даже круглосуточная работа не могла обеспечить самостоятельно обработку поступающей продукции. Комбинат был вынужден ежегодно набирать из других регионов сезонных рабочих. Пункты приема и обработки рыбы были разбросаны по всему побережью с севера до р. Самура на юге.
Центральная вокзальная площадь была покрыта крупным округлым речным булыжником, затертыми до зеркального блеска лошадьми, фаэтонами и тележками. Стоянка их, как и в настоящее время стоянка уже автобусов, находилась в юго-западном крыле площади. Отсюда крутым подъемом до ул. Свободы шла мощёная дорога, а от неё вверх до широкой площади тянулась красивая широкая лестница из тёсаного камня. Центральная площадь города с памятником Ленину – место торжеств и шествий в праздничные гуляния, были танцы. В левом крыле площади стояла большая двуглавая церковь. Вокруг нее шумел базар, барахолка. На плоских деревянных полках, подставках, на земле располагалось всё то, что можно было купить, продать, обменять. Были специализированные участки, где продавали овощи, фрукты, множество рядов с продуктами моря. Горы астраханских арбузов и дынь были навалены возле церковной стены. Табак продавали сельские люди, отпуская стаканами, как и семечки. Почти всегда стаканы со сколами, склеенные изоляционной лентой.
Шум, гам, ржание лошадей, привязанных к вбитым кольям, слышался в начале улицы. Она поднималась от базара вверх к тюрьме и маяку. Улицу эту почему-то называли Краснофлотской. По-над каменными ступенями, идущими с вокзала на базар, прилепленные друг к другу деревянные, фанерные лавки-мастерские по пошиву шапок, чувяк, туфель любых фасонов, ремонтные мастерские с умельцами.
Продолжением площади была самая широкая улица, пересекавшая город поперек – улица им. Ленина (Инженерная). В правом углу площади высилось четырёхэтажное здание Дагмединститута. Напротив него, замыкая территорию площади, деревянный блок пожарной команды с тремя спецмашинами и единственный на весь город шланг бензо-заправки.
За мединститутом горный хребет Анжи-арки тянется до ул. Громова в Махачкала-1. Из крупных построек – наверху здание маяка, тюрьма. Ближе к Махачкале-1 огромное недоконченное строение – «Дом кадров», использовавшийся как общежитие для студентов всех институтов города. Впоследствии в нём ковали специалистов Дагсельхозинститута. Склоны этого хребта использовались под индивидуальные постройки. За бензо-заправкой лес и болотистая местность.
В глубине лесного массива приютился пивзавод Вейнера. И даже после его смерти славилось здешнее пиво, которое продолжала варить по его методике супруга Вейнера, а впоследствии её ученики.
После войны огромные старые деревья были спилены, проведена реконструкция парка, уложены дорожки, построены беседки, открыты игровые площадки, бильярдная, танцплощадка. По-над фронтоном уложен пиленый бордюрный камень. При входе в парк им. Ленинского комсомола горит Вечный огонь как память о павших солдатах в Великой Отечественной войне. Это место стало святым, сюда приходили и приезжали, проводили сборы и прием в пионеры, комсомол.
Особо выделялась привокзальная площадь. Двойной лестничный пролёт выводил пассажиров с перрона, где ожидали приезжих линейки и фаэтон с сидящем на двойном сидении владельцем и пролеток, и фаэтона, улыбающимся Папой Беньяминовым. В любое время года он был цветасто разодетым и подпоясанным широким красным кушаком. Папа знал весь город. Славился он и тем, что каждый год устраивал себе свадьбу. Лишь шестая жена, Сара, подарила ему сына. Ночью с фонарём на крыше раскрашенного фаэтона с горящим внутри светом Папа был неотразим.
В правом углу площади за массивными чугунными тумбами с перекинутой толстой морской цепью был участок, где к 5 часам вечера собирались музыканты-пожарники. Они играли марши к удовольствию окружающих каждый день до 6 вечера.
Уходящая с площади улица раздваивалась – одна вела в порт и на набережную к пляжу, другая соединялась с улицей Буйнакского. Чуть дальше на углу был Русский драматический театр им. М. Горького (сейчас на его месте находится Кумыкский музыкально-драматический театр), центральная аптека, магазины, кинотеатр «Темп». Заканчивается улица Буйнакского входом в Городской сад.
В 1952 году была снесена (взорвана) церковь на площади. Во время стройки вся зона была обнесена колючей проволокой, и на этом участке был возведён большой дом Правительства. Сзади к нему примыкало здание почтампа и телеграфа.
Сколько помню себя, площадь служила для проведения торжества, посвященного 1 Мая. Весь город готовился к этому празднику. В нём участвовали все предприятия и организации города. Чтобы пропустить всех, приходилось выстраивать колонны на примыкающих улицах и строго учитывать их последовательность прохода мимо трибуны с правительством. Под звуки сводного оркестра и шумных песен и плясок, переливы баяна и гитар танцевал и радовался весь народ, особенно дети с самодельными флажками и барабанами.
От здания телеграфа (после Великой Отечественной войны) пленные немцы возвели огромный дом МВД. В то время запретили движение автотранспорта с улиц Ленина и Дахадаева, исключили демонстрации, площадь перегородили железными раздвижными калитками. Почему? Они не только создали затруднения автотранспорту, но лишили людей привычных контактов с членами правительства или работниками МВД, создали контрольные милицейские пункты и предварительные записи.
С тех пор нарядная площадь стала оградой от народа, праздничные встречи и гуляния остались лишь в памяти старшего поколения.

(Окончание в следующем номере)

Статьи из «Газета «Горцы»»

Ревизия

36
Первое утро заслуженного отпуска Ивана Николаевича, одного из ведущих сотрудников...

Новая дербентская история

32
В Дербенте прошла Межрегиональная мастерская АСПИР (Ассоциация союзов писателей и...