Купить PDF-версию
10:32 | 19 июня, Чт
Махачкала
X

Шамиль в истории и памяти народа

На это письмо было поручено ответить Институту истории СССР АН СССР. Ответ за подписью зам.директора этого института А.Н. Сахарова был опубликован в журнале "Советский Дагестан" №5 за 1988 год. Публикуем этот документ.

Сегодня мы наконец-то набрались гражданского мужества трезво взглянуть на себя со стороны и многие вещи назвать своими именами. Такой подход заставляет признать, что наша историческая наука довольно долгое время была подвержена влиянию политической конъюнктуры. Это выражалось в том, что происходило резкое смещение акцентов в оценке тех или иных событий, имен. Изучение многих исторических проблем застыло на мертвой точке. Палитра оценок состояла только из двух цветов — черного и белого, без всяких полутонов. Пришло время разобраться в неясностях, дать методологически обоснованные оценки сложных исторических явлений, сказать правду независимо от того, как она будет звучать. К неоднозначным, противоречивым вопросам истории относятся Кавказская война и личность Шамиля. Оценивать Шамиля и его деятельность очень сложно, так как здесь переплелись проблемы политические, социальные, военные, национальные, религиозные, психологические и многие другие. Замалчивание этой темы привело к тому, что, лишенная объективной оценки и информации, она обрастала множеством слухов, зачастую порождала нездоровые настроения. Освещение различных сторон движения горцев под предводительством Шамиля в печати, в работах ученых поможет приблизиться к созданию объективной картины.
Движимый глубокой любовью к родному краю, к его истории, один из ведущих поэтов Дагестана, Омар-Гаджи Шахтаманов, обратился с письмом в ЦК КПСС, в котором выразил свою боль в связи с вопиющей необъективностью оценки личности Шамиля и его движения. Поэт просил отменить постановление, осуждающее национально-освободительное движение горцев, вернуть народу имя легендарного героя Кавказа.

А. ХАЛИЛОВ, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки ДАССР

Уважаемый Омар-Гаджи Магомедович, факты, приведенные в Вашем письме, которое вы направили в ЦК КПСС и по которому Институту истории СССР АН СССР поручено дать Вам ответ, действительно свидетельствуют о том, что в период, когда историческая наука испытывала на себе сильнейшее влияние культа личности, национально-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20—50-е годы XIX века было признано абсолютно реакционным. То положительное, что было внесено в трактовку этих событий работами историков-марксистов, в том числе М. Н. Покровского, было объявлено лженаучным и антиисторическим. В своем письме Вы обращаетесь с просьбой «ради восстановления истины и справедливости отменить известное постановление ЦК ВКП(б) 1949 года об оценке движения Шамиля».
Необходимо уточнить, что такое постановление не было опубликовано. В 1950 году Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства (см. «Правда» от 14.05.1950 г. №134 (11606), опираясь на так называемое «предложение общественных организаций Азербайджана», вынес решение о признании ошибочным своего прежнего постановления о книге Г. Гусейнова «Из истории общественно-философской мысли в Азербайджане. XIX в. ». Отмечалось, что эта книга «написана с неправильных политических и теоретических позиций, извращая характер движения мюридизма и Шамиля», что точка зрения Гусейнова на оценку Шамиля и мюридизма является «антинародной, противоречащей историческим фактам. Она в корне извращает действительный смысл этого движения, которое являлось реакционным, националистическим и находилось на службе у английского капитализма и турецкого султана».
22 сентября 1950 года Президиум АН СССР по докладу Сухотина В. П. «Об антинаучной оценке движения Шамиля в трудах историков АН СССР» постановил признать движение реакционным и националистическим. Шамиля — ставленником турецких султанов и английских империалистов. В этом же 1950 году в журнале «Большевик» N2 13 публикуется статья первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Багирова с аналогичной трактовкой.
В 1953 году архивное управление МВД Грузинской ССР выпустило тенденциозный сборник документов под названием «Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов». Антинаучная концепция его составителей полностью нашла отражение и в заглавии, и во введении сборника.
Историки, занимавшиеся этой проблемой, в частности Г. Гусейнов, Р. Магомедов и другие, были подвергнуты репрессиям. В этих условиях трагически покончил жизнь самоубийством Г. Гусейнов.
Лишь в 1956 году, в новых исторических условиях, на научных сессиях, проходивших в Махачкале и Москве, ученые высказались против этих антинаучных оценок движения кавказских горцев. Была отмечена необходимость монографической разработки проблемы с раскрытием объективных прогрессивных последствий присоединения народов Дагестана и Чечни и всего Северного Кавказа к России. Однако, как правильно указано в Вашем письме, «по инерции запрета, инерции боязни, инерции инструкций и решений», до сих пор мы не имеем ни одной полноценной книги по данной проблеме.
В письме правильно подвергаются критике весьма поверхностные, тенденциозные суждения писателя В. Пикуля о восточных народах, в частности о личности Шамиля и его семье. Справедливо отмечается, что была запрещена постановка в Аварском драмтеатре инсценировки повести Л. Толстого «Хаджи-Мурат». С другой стороны, издательством «Советский писатель» не издан написанный Мариам Ибрагимовой исторический роман-трилогия о Шамиле, рекомендованный в печать многими его рецензентами.
С учетом изложенного мы считаем, что Ваше письмо, тов. Шахтаманов, нацелено на то, чтобы сдвинуть с мертвой точки изучение важной исторической проблемы. То обстоятельство, что многие вопросы народных освободительных движений до сих пор остаются либо под фактическим запретом, либо трактуются в устаревшем стереотипном ракурсе, дает возможность некоторым историкам, литераторам и писателям время от времени предпринимать попытки извращения социально-классовых антиколониальных и антифеодальных движений. Ошибочные суждения отдельных авторов тотчас подхватываются зарубежными спецслужбами и используются в антисоветских целях для разжигания национальной вражды в СССР.
Историкам Кавказа предстоит еще многое сделать, чтобы дать полную и научно обоснованную историю движения горцев в XIX веке. Необходимо со всей серьезностью ставить вопрос о методологически обоснованной и терминологически точной характеристике такого рода движений.
Институт истории СССР АН СССР считает в основном правильными положения, изложенные в Вашем письме, и предполагает в связи с этим обратиться в инстанции с просьбой предложить Президиуму АН СССР отменить свое прежнее постановление от 22 сентября 1950 года по затронутому вопросу.
В связи с решением XIX партийной конференции и подготовкой Пленума ЦК КПСС по национальным отношениям Институт истории СССР АН СССР считает также целесообразным приступить к разработке истории народно-освободительных движений в национальных районах России, выявить с современных научных позиций политику царизма в этих регионах, характер присоединения народов к России и объективно прогрессивные последствия последующего развития.

А. И. САХАРОВ, заместитель директора Института истории СССР АН СССР

Статьи из «Газета «Горцы»»

Ревизия

35
Первое утро заслуженного отпуска Ивана Николаевича, одного из ведущих сотрудников...

Новая дербентская история

32
В Дербенте прошла Межрегиональная мастерская АСПИР (Ассоциация союзов писателей и...

Героиня минувших дней

66
Умукюрсюн Мантаева родилась в селении Эндирей Хасавюртовского района в известной...

Однажды на сенокосе

17
Мой отец всю свою жизнь, не считая военные годы, работал старшим чабаном колхозных отар. В то...