Помочь тем, кто осознал свои ошибки
Центр исламских исследований Северного Кавказа при Дагестанском государственном университете совместно с кафедрой философии и социологии под руководством автора настоящей работы в марте-мае 2015 года провел социологическое исследование среди специалистов различных направлений и профессий по теме «Профилактика религиозно-политического экстремизма в Дагестане».
Методом беседы-интервью было опрошено 650 человек, специалистов с высшим и послевузовским образованием, работающих в различных сферах деятельности: педагогов, врачей, юристов, экономистов, инженеров, предпринимателей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, преподавателей вузов и т.д. Опросом были охвачены жители городов и многих районов Дагестана. Среди них 300 мужчин и 350 женщин, 250 человек в возрасте 20-30 лет, 270 в возрасте 30-50 лет и 130 человек – свыше 50 лет; 380 человек городских жителей и 270 сельских.
Вопросы не ограничивали свободу выражения мысли опрашиваемых.
Не претендуя на полную репрезентативность результатов исследования по отношению ко всему населению республики, исследователи убеждены в том, что они получили довольно значимые результаты по изучаемой проблеме, по поставленным в беседе-интервью вопросам.
Первый вопрос предлагал сформулировать свои суждения об основных причинах распространения религиозно-политического экстремизма. По мнению большинства опрошенных, среди основных причин на первом месте стоят отсталость социально-экономического развития республики, низкий уровень жизни основной массы населения, социальное неравенство, раскол общества на богатых и бедных, низкая заработная плата, безработица среди молодежи. На эти факторы указали 375 человек, что составляет 58%. На втором месте по значимости названы такие причины: коррупция во власти, в верхах, присвоение властями бюджетных средств, недоверие основной массы населения властям всех уровней, беззаконие, выдвижение бандитов на руководящие должности, нарушение законов сотрудниками силовых структур, неэффективность работы правовых органов, слабость власти. На эти причины указали 210 человек (32%).
Третье место занимают такие причины: противостояние салафизма (ваххабизма) и тарикатизма, незнание большинством населения, особенно молодежью, основ ислама, религиозная безграмотность, слабая работа ДУМД, некомпетентность духовных наставников. На эти причины указали 146 человек (22,5%).
Серьезной причиной распространения религиозно-политического экстремизма опрошенные считают отсутствие в России государственной идеологии. Такой взгляд разделяют примерно 110 человек (17%).
На вопрос о наиболее эффективных методах борьбы с религиозно-политическим экстремизмом опрошенные отдали предпочтение решению социально-экономических проблем. 41,5% респондентов высказались за увеличение рабочих мест в республике, улучшение материальных условий жизни, возрождение промышленности, устранение безработицы. На втором месте – борьба с коррупцией во власти, соблюдение законности во всех сферах жизни.
Усиление идеологической работы, патриотического воспитания, уважительного отношения к нормам другой религии и национальности, распространение идей интернационализма и толерантности через средства массовой информации, проведение в школах правильного религиозного обучения и воспитания считают наиболее значимыми мерами в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом 155 человек (24%).
Определенное количество опрошенных по этому вопросу высказывает мнение, что нынешнюю ситуацию в стране, особенно в Дагестане, невозможно исправить к лучшему без сталинских методов управления государством.
Вопрос «Как Вы оцениваете эффективность рекомендуемой властью амнистии для участников религиозно-политического экстремизма?» показал наличие в массовом сознании большого разброса противоположных, взаимоисключающих мнений по данной проблеме. Наибольшее число опрошенных воспринимают такую акцию со стороны властей положительно, но с определенными оговорками. Амнистию, по мнению опрошенных, следует применить только к тем, кто не совершал преступления или еще не успел. Необходимо помочь тем, кто осознал свою ошибку. Подход должен быть строго индивидуальным. Если амнистия вернет к родителям хоть одного заблудшего и он будет жить мирным трудом, то она правомерна. Такого мнения придерживаются 295 человек (45%).
Отрицательно относящиеся к акту амнистии считают, что необходимо ужесточить наказания участникам бандформирований. По их мнению, с религиозными фанатами необходимо бороться радикально, амнистия дает им шанс снова повторять свои злые деяния.
Около 120 человек (18,5%) занимают нейтральную позицию по этому вопросу, ответив «не знаю».
На вопрос «Допустимо ли, на ваш взгляд, насильственное навязывание своей религиозной веры другим?» абсолютное большинство опрошенных отвечает отрицательно. Эту позицию разделяют около 550 человек (85%). Истинная религия, по их мнению, не допускает и не одобряет насилия в делах веры. Вера должна исходить из глубины души. В исламе нет насилия и принуждения так же, как и в других религиях. Только экстремисты навязывают ее силой, ибо у них другие цели.
Насильственное навязывание религиозной веры противоречит статье Конституции РФ о свободе совести. В то же время более 50 человек (около 8%) считают, что воспитание детей родителями в Дагестане нередко осуществляется путем принуждения, навязывания своих взглядов, а порою с применением физической силы.
На вопрос «Каковы, на ваш взгляд, цели и намерения религиозно-политического экстремизма?» ответы распределились следующим образом: захват власти, свержение светского режима и установление шариатских законов – 205 чел. (31,5%); восстановление в обществе социальной справедливости – 68 чел. (10,5%); другие цели выбрали менее 10% респондентов.
На вопрос «Если бы вы знали, что среди ваших знакомых, земляков, родственников есть экстремисты и террористы, сообщили бы вы об этом в правоохранительные органы?» 23,4% опрошенных ответили отрицательно.
Сравнительный анализ результатов конкретно-социологического исследования методом беседы-интервью 2011 года с подобными исследованиями 2010 года показывает, что количество желающих или готовых сотрудничать с властью, правоохранительными органами в информировании о месте нахождения экстремистов и террористов значительно снизилось.
Опросы показали, что причинами конфликтов единоверцев часто бывают противоречивое толкование ислама, а также нечеткое понимание отличий. Более 44% опрошенных вообще не имеют представления об этих течениях, об их идейных, идеологических противоречиях. Поэтому поясняем.
Тарикат – это философское учение, более приемлемое с точки зрения религиозной терпимости, предлагающее путь к самосовершенствованию человека.
Салафиты исповедуют единобожие, просят только у Аллаха, уповают только на него, не признают посредников между Аллахом и его рабом, отрицают тарикаты, не признают шейхов, зияраты, зикр, мавлиды, не разрешают раздавать садака после смерти человека, обвиняют тарикатистов в язычестве, берут за основу фундаментальные принципы религии, исключая всякую новизну.
Опрашиваемые должны были указать, какой процент молодежи Дагестана, по их мнению, придерживается идеологии ваххабизма. По результатам данного опроса получается, что примерно от 30 до 40% дагестанской молодежи придерживается идеологии ваххабизма. Причина этого у каждого своя.
На вопрос о профилактике религиозно-политического экстремизма и терроризма в республике люди дали разные ответы: восстановить экономику, какая она была при Советской власти; строить фабрики и заводы вместо рынков и магазинов; национализировать природные ресурсы; улучшить социально-экономическое положение народа, увеличить рабочие места, дать людям земельные и льготные кредиты, денежные средства, идущие на борьбу с экстремизмом и терроризмом, направить на улучшение жизненных условий беднейших слоев общества; борьбу с коррупцией вести не в сферах образования, медицинских структурах и т.д., а прежде всего во властных структурах, изменить систему власти, устранить ее клановость, усилить работу правоохранительных органов, укрепить законность; совершенствовать воспитательную работу в семье, школе, вузе, в детских учреждениях, организовать встречи молодежи с учеными, алимами для просветительской работы, совершенствовать нравственное воспитание детей в семье и школе, а также ряд других предложений.