Традиции и их потенциал в противодействии терроризму
Одной из эффективных мер противодействия терроризму в целях сохранения доброжелательных межнациональных отношений является воспитание уважения, любви к Родине. Это естественное чувство вырабатывалось в традиционном обществе, в том числе в дагестанском, на первый взгляд, как бы само собой. Однако за этой легкостью – огромный опыт жизни поколений, сила традиций, обрядов и обычаев народов Дагестана.
В патриотическом воспитании молодежи республики как противоядие от радикализма и терроризма огромную роль играют традиции народов Дагестана. Они – основа формирования патриотических чувств. Здесь подразумеваются традиции и обычаи, связанные с нравственными принципами, идеалами, нормами общественного поведения людей, культурой общения, с морально-этическим кодексом дагестанцев.
Формировавшиеся столетиями условия социально-экономической, политической и культурной жизни наложили свой отпечаток на менталитет, характер и психологию наших народов. Дагестанец несет в себе в разной степени элементы и черты локального, этноспецифического характера. Эти черты проявляются в критериях оценочных характеристик, в ценностных ориентирах, привычках, в соблюдении отдельных элементов обычаев и традиций.
Этнографические и фольклорные материалы это ярко иллюстрируют. Об этих ценностях говорят дагестанские пословицы и поговорки: «Кто не защищает свою честь, тот погибнет», «Предпочитай огонь – позору, смерть – унижению», «Слава и честь – на спинах коней», «Рай находится под тенью сабель», «Храбрость – это умение править не только конем, но и собой», «Храбрость что молния – она мгновенна», «Храбрец сохраняет аул», «Чем жить без чести, лучше принять смерть», «Скотину, отставшую от стада, волк съедает; человек, отделившийся от народа, погибает», «Старшим место уступи, младшим помощь окажи», «Хорошую лошадь видать по жеребёнку, хорошего человека – по ребёнку».
Обряды проводов в дорогу, на учебу, службу в армии, временную работу у народов Дагестана сопровождались семейно-тухумным угощением, подарками (или деньгами) от родственников на дорогу, наставлениями о необходимости блюсти честь и достоинство, не позорить семью, род, село, пожеланиями счастливого пути, достижения цели, успешного возвращения домой целыми и невредимыми.
Провожали семьей, тухумом, всем селом. Путник знал, что его ждут в семье, в селе, на родине. Ощущение ценности его как члена семьи, общества вдохновляло его на решительность в достижении цели, преодоление возможных трудностей и возвращение в родной край, свое село. Еще более радостным событием, праздником было возвращение путника.
В такой обстановке сознание необходимости защиты семьи, тухума, села и Дагестана в целом как родины срабатывало на подсознательном уровне – это было глубокое чувство, закрепленное вековыми традициями.
При нынешней очень высокой мобильности молодежи трудно предположить, что можно в полной мере возродить такие традиции проводов и встреч.
Однако это все же необходимо делать для сельчан, отличившихся какими-то достижениями, успехами, в назидание остальным через муниципальные образования, в селах. Такое общественное поощрение успешных односельчан будет благотворно влиять и на других жителей села, района и республики в целом.
Слова Мирзы Фатали Ахундова о том, что «патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей родины, ради любви к своему народу», полностью соответствуют традиционным представлениям дагестанцев о настоящем мужчине, имеющем яхI и намус. Эти понятия, означающие совесть, честь, достоинство, мужество, ум, являются краеугольными камнями морально-этического кодекса дагестанца.
У каждого человека есть родина, родительский дом, где он родился и рос. Это место, откуда мы начинаем свой земной путь, которое практически до конца дней является самым дорогим местом на земле, где мы чувствуем себя счастливыми.Родной очаг, родительский дом, населенный пункт, каким бы маленьким или малоизвестным он ни был, является началом родины, началом любви к Отечеству. Отсюда и патриотизм и преданность своей стране, своему Отечеству и народу, стремление своими действиями служить его интересам, гордость за его прошлое и настоящее, отсюда привязанность к родной земле, языку, культуре и традициям своего народа.
Патриотизм в этническом самосознании дагестанцев вырабатывался тысячелетиями. Он имеет глубокие исторические корни. Формирование патриотических традиций началось издревле, в борьбе с полчищами чужеземных захватчиков монголами, войском Тимура, Надир-шаха, в период народно-освободительной борьбы под предводительством имама Шамиля, в годы Гражданской войны. Массовый патриотизм дагестанцы проявили в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Об этом красноречиво свидетельствуют такие факты: более шестидесяти дагестанцам присвоено звание Героя Советского Союза и России, за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, десятки тысяч дагестанцев награждены боевыми орденами и медалями.
Проблемы патриотического воспитания населения страны в современных условиях приобрели особую значимость. События произошедшие в Дагестане в 1999 году когда на него напала международные бандформирования, в полной мере затронули самые глубинные патриотические чувства и сознание народов, коренным образом изменили отношение к патриотическому воспитанию населения, особенно молодежи.
Но надо отметить, что чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Считать свою страну самой прекрасной, самой лучшей является естественным проявлением чувств не оттого, что объездил весь мир и не нашел ничего более красивого, а потому, что природа края, точнее, ее образы менталитет, традиции народов впитывались в человека с молоком матери.В одной из дагестанских летописей XIV века сказано: «Знайте, что Дагестан – прекрасная страна, благословенная для своих обитателей, грозная для других и изобилующая богатствами благодаря справедливости народа».
И в этой связи нельзя не сказать, что выдержка, сдержанность, отвага, храбрость, мужественность считались лучшими качествами у дагестанцев. Исстари было предосудительно выказывать усталость, жаловаться на голод, жажду, зной, холод и т. д. Нежелание помочь товарищу в беде, в трудные моменты жизни, особенно трусость считались самым большим позором, резко осуждались общественным мнением.
Многие из перечисленных выше традиционных требований унаследованы подрастающим поколением дагестанцев и могут быть использованы в патриотическом воспитании молодежи.
В условиях системного кризиса, в том числе кризиса идеологического, который испытывают граждане России, включая дагестанцев, необходима большая работа по патриотическому воспитанию молодого поколения. От того, какая будет молодежь, зависит будущее страны, поэтому патриотическое воспитание выдвигается в число актуальных задач государства.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены цели и ближайшие задачи: «Задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России».
Представляются весьма актуальными слова Президента РФ Владимира Путина к Федеральному Собранию (3 декабря 2015 г.) о том, что «Сила России – в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии и культур, и языков, и традиций наших, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма. Мы обязаны жёстко противодействовать любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, беречь межнациональное и межрелигиозное согласие. Это историческая основа нашего общества и российской государственности».
9 декабря 2015 г., открывая III международный форум «Российский Кавказ» в Махачкале, Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов напомнил о необходимости борьбы с терроризмом: «Мы формируем в сознании дагестанцев неприятие к терроризму. Начатую работу в этом направлении необходимо продолжать. Нам надо защищать свой Дагестан, свою Россию, свои нравственные ценности, следовать религии наших отцов и дедов».
Источником конструктивного межэтнического сотрудничества в Дагестане является понимание культуры и традиций других народов. Необходима постоянная работа на разных уровнях, начиная с семьи, детского садика, школы, вуза, предприятия, по налаживанию лояльных отношений между представителями разных народов, без различия их языка, религии, этнической принадлежности.
Для создания комплиментарных (ощущения взаимной симпатии этносов) отношений между представителями разных народов надо:
– относиться к другой культуре и традициям с тем же уважением, с которым вы относитесь к своей;
– не судить о ценностях, убеждениях и традициях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей;
– не исходить из превосходства своей религии над чужой религией;
– обращаться с представителями других верований с пониманием и уважением; – помнить, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет нечто особенное и тем самым обогащает мировую культурную сокровищницу, но нет такой культуры, которая бы имела монополию на все аспекты;
– помнить, что никакие научные данные не доказывают превосходство одного этноса над другими.
Идеологи радикализма, к сожалению, все еще находят путь к сердцам и умам некоторой части молодежи. Им надо противостоять, обращаясь к ценностям традиционной этнической культуры дагестанцев, а историческая память должна помогать преодолевать нигилизм.
Первым рубежом, первым заслоном радикализму и терроризму должны быть семья и школа, где формируются основы традиционной культуры и образования. Следующим барьером для противоборства с терроризмом является муниципальный уровень. Роль муниципальных образований резко возрастает в связи с утерей социального контроля джамаата, сельского сообщества.
Таким образом, работу по противодействию терроризму в целях сохранения лояльных, добрососедских межнациональных отношений следует вести через патриотическое воспитание, привитие чувства любви к Отечеству, преданности ему, гордости за него, стремления защищать интересы Родины. Необходимо мобилизовать и активизировать привязанность дагестанцев к родной земле, языку, традициям и обычаям, таким, например, как почитание родного очага, селения, уважение к старшим, культ старшего по возрасту. Являющиеся по своей сути наследием патриархального прошлого, эти чувства уже давно превратились в нравственно-эстетические характеристики дагестанцев, в их моральные устои.
Те из дагестанцев, кто будет беречь свою семью, спасут не только свою семью, род, село, но и внесут свой вклад в спасение и сохранение Дагестана и России в целом.
Магомед-Расул Ибрагимов, ведущий научный сотрудник отдела этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН, кандидат исторических наук