Ездить придется медленнее?
Согласно ныне действующим правилам дорожного движения, в городах нашей страны можно ездить со скоростью не более 60 км/ч, не считая тех отрезков, где дорожные знаки диктуют иное. При этом лимит скорости вне населённых пунктов варьируется от 90 до 110 км/ч в зависимости от категории дороги. Аналогичные ограничения действуют и в большинстве стран мира.
Между тем до 1 сентября 2013 года в России действовал штраф за превышение скорости более чем на 10 км/ч, затем этот порог был увеличен до 20 км/ч. Естественно, воспользоваться этим правом стараются практически все. Однако именно такая правовая лазейка нередко приводит к росту смертности на дорогах. Важно помнить, что при ударе автомобиля на скорости 50 км/ч пешеход выживет с вероятностью 80%. Если же он будет двигаться со скоростью хотя бы 70 км/ч, то вероятность гибели пешехода сразу возрастает до 80%. Таким образом, действующее законодательство допускает гибель каждого четвертого сбитого в городе пешехода без наказуемого превышения скорости.
В европейских городах, к примеру, в Берлине или Париже, уже давно практикуется ограничение скорости до 30 км/ч. Правда, подобные ограничения вводятся избирательно с учетом типа улицы. Их существует три: местные, магистральные и городские магистрали. Все они сильно различаются. Местные дороги – это вся сеть улиц, проходящих через жилые районы. Тут работает общественный транспорт, достаточно часто встречаются повороты на другие улицы, может изменяться полосность в разных местах, а также имеются светофоры и пешеходные переходы. Вдоль них обычно проложены тротуары и велодорожки. Это как бы капилляры города, они должны собирать транспорт из кварталов, где люди живут, и распределить его в районы, где они работают. В большинстве стран мира скорость движения на таких улицах ограничена 20-30 км/час. Эти улицы охватывают большую площадь с жилой застройкой, и на них безусловным хозяином должен быть пешеход. Однако в наших городах мы видим, что улицы, проходящие в зонах малоэтажной застройки, представляют повышенную угрозу для пешехода, так как тротуары зачастую не обустроены, и пешеходы порой вынуждены идти прямо вдоль проезжей части. Такое сплошь и рядом наблюдается в Махачкале и в других населенных пунктах республики. К тому же водители на таких улицах часто используют скоростной режим по максимуму, не гнушаясь и превысить его с учетом того, что средства фото- и видеофиксации нарушений на таких улицах, как правило, отсутствуют. Местные жители начинают самостоятельно бороться с нарушителями, порой незаконно создавая искусственные неровности на дороге, что также может приводить к повышению аварийности уже другого характера.
В ГИБДД России поддерживают идею об отмене порога в 20 км/ч, но сделать это необходимо только после «ревизии улично-дорожной сети», заявил начальник ведомства Михаил Черников, выступая на конференции-семинаре по безопасности дорожного движения в Москве. По его словам, подобного «люфта» в скоростном режиме нет нигде, однако российских водителей всегда успокаивает мысль, что можно без последствий превысить скорость на 20 км. Видимо, ориентируясь на мировой опыт, он отметил, что необходимо определиться, насколько на той или иной улице ограничение скорости выверено. Возможно, где-то ограничение надо уменьшить, на каких-то дорогах — увеличить. Например, на платных дорогах безопасно стало двигаться даже с увеличением скоростного режима.