X

Искомое противодействие

Существующая в мире агрессия приобретает всё более ожесточенные формы, образуя некий искусственно созданный огненный круг, и в его пекле оказывается всё большее число государств, территория которых подвергается массированной атаке терроризма, экстремизма.

Приобретая все более устойчивый характер, проблема безопасности заставляет мир все пристальнее вглядываться в опасную иллюзорную матрицу мнимой борьбы за идеалы, в основе которых лежит подчинение человека ложным представлениям, взглядам, далеким от благих намерений, совершенствования человеческой природы. Терроризм растекается по миру, превращая его в тревожный, пульсирующий красной индикаторной лампочкой сигнал, требующий реакции всех и каждого. И статистика, свидетельствующая о том, что
теракты происходят на земле один раз в два дня, лучшее тому доказательство.

Так что должно лежать в основе борьбы с терроризмом? Только ли ответные кибератаки, самые современные технологии противодействия со страшными явлениями? Или все же здравое зерно в тех самых живых коммуникациях, что способны на ментальном уровне удержать человечество от роковых шагов, остановить смертоносные войны, грозящие забвением, утерей того главного, что содержится в генном коде, а это доброта, сострадание, терпимость, желание понять друг друга всегда и во всем, что объединяло людей во все времена. Так можно ли найти то искомое, что позволит работать на результативность? Ясно одно, человеческий фактор и есть та заветная формула, благодаря которой мы сумеем справиться с террором.

Тема эта как никогда востребована дагестанским обществом, столкнувшимся с этой проблемой еще в 90-х, но и сегодня не утерявшей злободневности. Экспертное сообщество по-разному оценивает ситуацию на Кавказе, в Дагестане. И мнение общественников-экспертов может дополнить перечень необходимых мер в профилактике экстремизма, терроризма. Об этом мы беседуем с членом Общественной палаты республики, экспертом Бегум Багандовой.

– Бегум Исмаиловна, вопросы экстремизма, терроризма невозможно не оценивать с точки зрения семьи, той сердцевины общества, от которой зависит воспитание гражданина, человека, для кого понятие родина всеобъемлющее, наполненное особым смыслом…

– Знаете, я думаю, что ни одна мать не пожелает своему ребенку судьбу изгоя, презренного человека. От него отворачиваются, не желая иметь дело с тем, чьи убеждения вызывают отторжение общества, неприятие радикальных идей, борьбы с собственным народом. Главный смысл противодействия идеям того же джихада заключается в том, что родина – это не абстрактное, далекое от хрестоматийного понятие того, на чем строится психология народа, общества, государства в целом, а конкретное значение нравственных величин.

Вещи эти очень серьезные, и они должны носить направленный, обобщающий характер. Это выстроенная система воспитания, непрерывная цепочка, переходящая в конечный продукт, если так можно выразиться. Это общность, способная противостоять любым идеям, выстроенным на агрессивной завоевательной политике, насильственном захвате территорий, внушении религии не мира, а войны, что сегодня мы и наблюдаем в мире. Сюда прибавьте свалившуюся на голову человечества пандемию, носящую характер бактериологической войны, ломающей прежние сложившиеся коммуникации, представляющие собой разрыв внутренних, внешних связей, пробуждающие в людях низменные инстинкты, вносящие смуту в мировую, региональную экономики, политическое устройство супердержав, переживающих непростой период.

Что же представляется первостепенным? На мой взгляд, это прежде всего воспитание межконфессиональной культуры, привитие духовных ценностей, и не только на обобщенных примерах, но на основе того, что происходит в обыденной жизни, в твоем селе, городе. И, конечно, семья, это тот краеугольный камень, что является основой воспитания идентичности, формируемой веками, как это принято было на протяжении веков в горном крае, где кодекс чести являлся неизменной воспитательной функцией, что возводилась в ранг главного постулата народов, проживающих в уникальном крае, где и сегодня современные горцы являются носителями древних традиций и обычаев.

– Речь должна идти прежде всего о коллективной ответственности, неотвратимости наказания в пособничестве террористической деятельности тем, кто, оказавшись в тени, совершает преступления, укрывая бандподполье, кто осознанно и неосознанно оказывается вовлеченным в противоправную деятельность…

– Мы говорим об идеологии террора. И противопоставить ей мы можем другую идеологию, основанную на возрождении великой страны, ее духовно-нравственных ценностей, тех незыблемых истин, на которых воспитывались поколения, защитившие свою страну в Великую Отечественную и уже участвующие в современных войнах. Речь сегодня идет о формировании российской идентичности нового века, столкнувшейся с невиданным разгулом преступности, международным терроризмом, кибер­атаками, манипулирующими сознанием, что мы наблюдаем в той же Белоруссии, где в попытке разрушить страну изнутри интернет-технологи подвергли мозговому штурму студенчество, наиболее мобильный ресурс разрушающего действия. И наш южный пограничный регион подвергается постоянным атакам, сюда забрасываются интернет-лазутчики из той же белорусской оппозиции, прощупывающие почву для возможных протестных настроений. Все это не может не вызывать обеспокоенность. И профилактическая работа должна носить обозначенный характер, больше внимания надо уделять в муниципалитетах. И это не только круглые столы, а общественные акции с участием молодежи. Это и народные стройки, и обустройство города, района, и создание молодежного общественного актива, помощь которого заключается как в проектировании молодежных инициатив, так и в точечной работе с неохваченной частью населения, ровесниками, вовлеченными в противоправную деятельность.

Надо понимать, псевдорелигиозный фактор – одно из основных направлений в борьбе с терроризмом, поскольку именно религия выступает в качестве эфемерной идеи, основным компонентом которой является жесточайшая обработка сознания, а джихад выступает как знамя террористических организаций. Да, религия – часть общественного сознания, что не означает, что она должна быть носителем идей экстремизма, терроризма. И официальный ДУМД, на долю которого в свое время выпало немало трудностей в борьбе с фундаментальным исламом, и множество дагестанских алимов погибло в этой неправедной войне, – активный проводник религии мира.

Но и здесь должны совпадать усилия светской власти, правоохранительных органов, общественных организаций, синтез силовых и правовых мер. Эффективная деятельность органов госвласти должна сопровождаться участием всего гражданского общества.

Не менее важно, чтобы и в семье закладывались основы противодействия псевдорелигиозному терроризму, акцент должен делаться на традиционные ценности. У меня двое детей – десяти и двенадцати лет. И я как мать понимаю, что все, что они видят в своей семье, станет для них калькой будущей жизни. И как же важно сформировать мировоззрение человека, осознающего себя в мире как самодостаточная личность, способная разобраться в непростом мире и не ошибиться. В семье мы учим их любить природу и людей, внимательно относиться к больным и немощным, уметь анализировать происходящее и делать выводы, основанные на умозаключениях, направленных на благо своего дома, близких, родного очага, возле которого собирается семья, для которой дороже любви к родине нет ничего. И это не высокие слова. Не случайно сегодня наша страна семейные ценности выделяет в приоритетные, наиболее значимые.

– Можно ли утверждать, что в нашей республике сформировалась среда, позволяющая говорить, что мы на верном пути?

– Понимаете, в основе террора лежит множество факторов, политических, социальных, социокльтурных, всего того, что свидетельствует о больном или выздоравливающем обществе. И очень важно, чтобы терроризм не сводился только к войне с социальным неравенством. Для борьбы с этим явлением необходима мобилизация всех существующих ресурсов. И это не только благополучная экономика, стабильное общество. Даже в этом случае необходимо говорить о профилактике борьбы с терроризмом, создании последовательной цепочки: семья – школа – вуз, которая позволит создать реальный алгоритм противодействия глобальной проблеме современности – международному терроризму, опасность которого сохраняется в нашем регионе. И, что немаловажно, помнить, рассчитывать на то, что общество может обойтись без участия всех и каждого, глубочайшее заблуждение. И это не вооруженное противостояние, а сила убеждения, в этом заключается главный смысл того, как можно победить угрозу насилия, уберечься от того страшного, что мы пережили.

Статьи из «Антитеррор»

Мир, построенный на согласии

11
Прошло 153 года с момента смерти лидера освободительного движения Дагестана и Чечни легендарного имама Шамиля. Но интерес к его личности не уменьшается. Люди по сей...

Насилие не бывает добрым

10
Террористическая группировка иудеев «кинжальщиков» появилась в первом веке нашей эры и стала родоначальницей терроризма в мире. Это были жестокие люди, которые...

Тезисы экстремистов и их опровержение

100
Известные сегодня экстремистские группы и их представители, выступающие против России, придерживаются определённых...

Дербент – символ толерантности

22
Приход ислама в VII веке стал поворотной точкой в истории...

Главное оружие – наше единство

34
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Эксперты выработают новые предложения

21
Ни один здравомыслящий человек не станет...

Наше «НЕТ» экстремизму

36
Всю страну потрясли события, произошедшие месяц назад в Махачкале и Дербенте: группа...

Нас не сломить!

33
Бой против нелюдей в своем собственном доме дагестанцы приняли с честью и достоинством. А КТО сработала быстро и решительно. Правоохранители остановили призраков,...

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

3
Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и...

Действия при получении сообщения об угрозе террористического акта

9
Сообщение об угрозе террористического акта может поступать несколькими способами. Чаще...