Купить PDF-версию
20:17 | 03 декабря, Вт
Махачкала
X

Электронное образование. Рассказываем, что это такое и с чем его «едят»

Начинать что-то с нуля всегда непросто. И новое, как правило, воспринимается не всеми сразу. Взять для примера форму электронной записи к врачу посредством портала госуслуг, призванную повысить эффективность оказания медпомощи гражданам за счет внедрения информационных технологий. Но поначалу мы, пациенты, в большинстве своем предпочитали идти к специалисту по старинке, по принципу живой очереди. А потом поняли: если в медицинском учреждении система хорошо отлажена, то прием по записи – очень даже удобная штука.

С таким же скрипом интегрируются сегодня в повседневную жизнь и другие цифровые сервисы. Вот в последнее время много было разговоров вокруг внедрения в школах республики системы «Электронное образование Дагестана» («ЭОД»).

Понятно, что не все учителя хотят/могут пользоваться современными образовательными платформами. Однако вместе с тем нельзя отрицать и того факта, что сейчас идет цифровизация всего и вся, и образовательные учреждения не могут взять и дистанцироваться от общих процессов. Педагог, да и вообще любой человек должен постоянно совершенствоваться, овладевать новыми знаниями и умениями, чтобы поспевать за прогрессом. Поэтому и переход отрасли к цифровым инструментам – история, наверное, неизбежная. Другой вопрос, что тех же учителей надо направлять, готовить к использованию новых технологий в работе, объяснять: «цифра» – это дополнительный инструмент в их руках, который снижает уровень бюрократической нагрузки, упрощает рутинные процессы, мотивирует к профессиональному росту.

Тем не менее проблема обозначилась. И мы не могли пройти мимо нее.

***

Первым делом редакция обратилось за комментариями в профильное ведомство. Ответ не заставил себя долго ждать. В Министерстве образования и науки РД отмечают, что промышленная эксплуатация «ЭОД» начата с 1 сентября текущего года. Это целый комплекс, куда входят система записи в школы, электронный журнал для школ, электронный дневник для родителей и учеников, мониторинг школьной активности. Он интегрирован с Единым порталом государственных и муниципальных услуг, поставщиками цифрового образовательного контента и федеральными государственными информационными системами. Немаловажный элемент – обширная библиотека верифицированного образовательного контента. Оцифрованные учебники, содержащиеся в библиотеке «ЭОД», несут огромную пользу и помощь региону в условиях их дефицита, подчеркивают в отраслевом министерстве.

Отмечается также, что региональной информационной системой охвачены все общеобразовательные организации, к ней подключены все педагоги, сервис полноценно работает в штатном режиме.

Еще нас интересовало, на каком этапе возникали сложности.

«Сложности возникали в основном из-за различных мифов о работе системы, связанные с недостаточной осведомленностью родителей и педагогов. Минобрнауки РД ведет активную работу по информированию граждан: данная тема обсуждается на родительских собраниях, педагогических советах, путем распространения информации, видеоматериалов через официальные странички в социальных сетях и на официальном сайте ведомства», – говорится в ответе.

***

Содержательным был и ответ Министерства цифрового развития РД. Нам, в частности, хотелось узнать, какова на сегодняшний день ситуация с обеспеченностью школ республики техническими средствами для внедрения этой платформы.

Оцифрованные учебники, содержащиеся в библиотеке «ЭОД», несут огромную пользу и помощь региону в условиях их дефицита

«Система образования имеет уровень оснащения, позволяющий использовать необходимый функционал электронных дневников и журналов, в то же время в последние годы школы активно дооснащаются IT-инфраструктурой. Реализуются проекты модернизации внутренних сетей образовательных учреждений, создания беспроводной зоны доступа к сети «Интернет», в школах используются каналы связи с контент-фильтрацией, позволяющей получить доступ исключительно к образовательному контенту. Сейчас к Единой сети передачи данных подключено 1399 образовательных организаций Республики Дагестан. Оплата каналов связи обеспечивается в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Федеральный бюджет выделяет средства для организации каналов от 100 Мбит/с для городских образовательных организаций, от 50 Мбит/с – для учреждений, расположенных в сельской местности. Проект по модернизации существующей IT-инфраструктуры будет реализовываться до 2027 года, 99 % объема работ планируется завершить к концу 2025 года», – сообщили в ведомстве.

***

Некоторые родители опасаются, что в связи с внедрением цифровых сервисов повысится вероятность утечки данных о составе семей и месте обучения детей. Насколько оправданны их опасения?

Отвечая на этот вопрос, в Минцифры поясняют, что цифровизация – вызов, который призван повышать качество отраслевых процессов, обеспечивать их прозрачность и снижать издержки. Внедрение же систем всегда обеспечивается в строгом соответствии с законодательством, которое имеет четкие требования к защите информации. Информационная система «ЭОД» не является исключением – она интегрируется с соблюдением требований по защите информации, заверили в министерстве:

«В первую очередь это обусловлено использованием отечественных компонентов в составе серверного сегмента – система разработана на российском программном обеспечении. Каналы при обработке конфиденциальных сведений шифруются, а личные кабинеты и информация, выводимая в публичные ресурсы, обезличивается. Плюс происходит обмен данными с федеральным сегментом ФГИС «Моя школа», также предоставляющим возможность работы с персональными данными. Следует отметить, в мировом сообществе нет абсолютно защищенных ресурсов, но при этом российское законодательство достаточно жестко регламентирует требования к защите данных».

***

А что же педагогическое сообщество?

Татьяна Савенкова, учитель английского языка Шаласинской СОШ (Дахадаевский район), рассказала нашей газете, что в полной мере пользуется сервисами «ЭОД».

«Единственное, – говорит она, – иногда могут возникнуть проблемы с интернетом. Но вот сейчас у нас в селе установили вышку, и сбои случаются не так часто, чему я весьма рада».

Мисей Абдусаламова, учитель математики СОШ № 59 им. А. Г. Николаева (Махачкала): «Мы, скажем так, внедряемся в новую систему, работа идет. Но есть вещи, которые от нас не зависят. В Москве, например, сбои в работе энергоресурсов – большая редкость, чего не скажешь о Махачкале. Чуть непогода – и электричество сразу отключают. А если отсутствует свет, то нет и интернета. Как в такой ситуации пользоваться инструментами сервиса? И потом, в отличие от столичных коллег, мы не получаем надбавку за работу. Для нас это дополнительная нагрузка».

Были и такие, кто согласился ответить на наши вопросы на условиях анонимности. Нет, они вовсе не против новшеств, облегчающих учительский труд.

«Сама система хорошая, всему этому можно научиться. Только процесс занимает время, которое мы могли бы использовать на обучение детей», – признаются педагоги.

Главный специалист ГКУ «Информационно-аналитический центр», региональный координатор РИС «Электронное образование Дагестана» Лейла Карычева рассказывает, что в данной системе учителя выставляют отметки, дети узнают домашнее задание, а родители оценивают успеваемость и проверяют посещаемость занятий ребенка. Она, по ее словам, включает в себя очень много полезных и нужных инструментов, позволяющих хранить в оцифрованном виде информацию и получать к ней доступ в любое удобное время.

«Использование «ЭОД» во многом упрощает работу как членов школьной администрации, так и педагогов, – продолжает наш собеседник. – Любые формы отчетов можно сформировать без затрат на это времени и сил. У всех педагогов, детей и родителей имеется бесплатный доступ в цифровой библиотеке к материалам по всем предметам школьной программы. Здесь и учебники, и сценарии уроков, и приложения, и художественная литература, и тестовые задания. Библиотека дает возможность загружать и свои материалы, которые в последующем будут использованы в работе. Внедрение «ЭОД» не предполагает перехода на новые методы обучения и отказа от традиционных форм. Учителю достаточно иметь мобильный телефон, планшет либо компьютер с установленным бесплатным мобильным приложением или использовать веб-версию для выставления оценок».

***

К слову, об учебе. Цифровая трансформация образования, изу­чение платформ и инструментов для взаимодействия с учениками и родителями, методы планирования и оценки уроков с использованием цифрового контента – эти и другие вопросы будут рассмотрены на курсах по цифровизации образовательного процесса для учителей начальных классов, которые будут проходить с 31 октября по 8 ноября в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства.

Курсы организованы по желанию самих педагогов. В первом потоке обучение пройдут более 100 человек. Руководитель Центра Залму Омарова обращает внимание на то, что участники получат практические навыки работы с различными ресурсами и сервисами, в том числе с «ЭОД». Программы повышения квалификации по использованию цифровых инструментов разработаны и для учителей старшей школы.

P. S. «Дагестанская правда» будет держать на контроле вопросы, связанные с цифровизацией образования. Редакция приглашает к разговору на эту тему все заинтересованные стороны.

Статьи из «Цифровизация»

Каспийский цифровой форум: итоги и перспективы

52
В Дагестане проводится масштабная...

«Цифра» стирает препоны

3
Вчера в Каспийске начал свою работу второй Международный цифровой форум, участие в котором...

Площадка для делового общения

33
Совсем скоро в Дагестане пройдет одно из самых масштабных IT-событий страны: 31 октября на...

Цифровые услуги: удобнее и комфортнее 

11
Цифровизация стала ключевым трендом и драйвером роста, под влиянием которой выстраивается новая структура экономики...

Айти не сбавит обороты

25
Цифровая сфера – одна из самых динамично развивающихся сфер экономики страны, и, казалось...

Как космос подружился с цифрой

31
На подведении итогов XIII конкурса «Вместе в цифровое...

Цифровизация в республике активно развивается

95
На заседании коллегии Министерства...

Айтишники ждут своего часа

77
Цифровая трансформация России в настоящем, пожалуй, наиболее продуктивная сфера совместной...

Спутники на службе человеку

39
Часто новое это хорошо забытое старое. В современных технологиях данная непреложная истина...

Цифровизация шагает в горы

40
Программу «Устранение цифрового неравенства» (УЦН), реализуемую в России не первый год,...