X

Мир, построенный на согласии

Муминат Хаттаева
10

Прошло 153 года с момента смерти лидера освободительного движения Дагестана и Чечни легендарного имама Шамиля. Но интерес к его личности не уменьшается. Люди по сей день хотят знать, каким он был, какими мотивами руководствовался в своей борьбе. Этот материал – попытка понять характер этой исторической личности.

Имам Шамиль родился в аварском селении Гимры в семье узденя Денга Мухаммада и Баху-Меседу. Всевышний дал ему здоровое сильное тело, твёрдое, как камень, сердце, пытливый и дальновидный ум, терпение во всех начинаниях, умение держать слово, самоотверженность и мужество.

С раннего детства он обучался у избранных учителей. Знакомство и обучение у достопочтенного шейха Магомеда Аль Яраги имело огромное влияние на жизненную позицию Шамиля, он был любимым учеником шейха. Повзрослев, Шамиль стал мюридом своего учителя, а затем соратником и другом.

После убийства двух имамов Дагестана Гази-Магомеда и Гамзат-бека третьим имамом был избран Шамиль. Он истинно верил священному Корану и его предписаниям, а народ был готов сражаться и умереть за веру вместе с ним. Имаму Шамилю пришлось 25 лет воевать за веру и свободу с самой сильной в то время армией мира и успешно противостоять ей.

Война была суровая. Мюриды, готовые умереть за свою веру и свободу, не просили пощады у русских солдат и сами были беспощадны. В 1837 году в тяжелом бою царские войска заняли Ашильту. Две тысячи мюридов пали в бою.

Бой за Ахульго был еще кровопролитнее. Шамиль понял, что у горцев не хватит сил для обороны, и объявил о покорности. Ему пришлось отдать в заложники троих малолетних сыновей защитников крепости. Один из них был сыном его сестры. Тогда у генерала К.Фези была возможность взять в плен имама Шамиля. Он решил договориться о мире и отпустил Шамиля. Но имам снова собрал силы и продолжил воевать. После разгрома крепости Ахульго в 1838 году раненому обессиленному Шамилю с горсткой людей удалось уйти оттуда. Жители Чиркея, пастухи на высокогорных пастбищах помогали отряду спастись. Они проводили его до чеченских земель.

В 1840 году Шамиль вновь был готов сражаться с противником. Чеченцы признали Шамиля имамом и хотели сражаться за веру и свободу под его командованием.

Царь Николай I поручил князю М.С.Воронцову, назначенному наместником Кавказа, взять столицу имамата сел. Дарго-Ведено. Но пока это свершилось, прошло около 20 лет. Было несколько кровопролитных битв, обе стороны несли большие потери.

В апреле 1859 года русские войска взяли столицу имамата. Там воевал сын имама Шамиля Гази-Магомед. С оставшимися в живых верными мюридами он ушел в горы к отцу.

В том же году в августе без боя сдался русским наиб Даниял-бек, тесть Гази-Магомеда. Русские его не наказали, наоборот, вернули ему исконные владения и сделали его там правителем. И другим горцам, перешедшим на сторону русских, не причиняли ущерба, отправляли в свои сёла заниматься мирным трудом. Эти вести быстро распространились среди горцев.

28 июля русским сдался легендарный наиб Кебед-Магомед. С собой он привел идейного вдохновителя газавата шейха Джамалудина Кази-Кумухского, близкого имаму Шамилю человека: его дочь Заедат была женой Шамиля, а две дочери Шамиля были невестками шейха.

В августе 1859 года имам Шамиль уже никуда не хотел убегать и приказал мюриду поднять белый флаг.

Радости русских не было конца. В их лагере пели, плясали, смеялись. Их радость эхом разносилась по горам.

Когда Шамиль шёл к русским, он не надеялся на прощение. Он думал, что его убьют вместе с семьей или вышлют в Сибирь, что было еще хуже.

Князь А.Барятинский окружил Шамиля вниманием и уважением. Позвал к нему всю семью, потом вместе с семьей отправил а Санкт-Петербург. Царь выделил для семьи имама отдельный, просторный дом, личного переводчика и врача, дал в помощь офицера. Поселил Шамиля в Калуге вместе с семьей и обеспечил всем необходимым. Позже по просьбе имама разрешил ему отправиться в хадж и выделил деньги на дорогу. После совершения обрядов священного хаджа Шамиль посетил Медину. Там, заболев, ушел в мир иной.

К мюридам имама Шамиля, которые были рядом с ним, отнеслись со всем уважением. Разрешили им мирно жить там, где они хотели.

Имам Шамиль остался в памяти дагестанцев предводителем горцев в борьбе за независимость, а его мюриды были верными сыновьями народа. Мы наследники этих героев. Но, усвоив уроки истории, мы ценим мир и согласие не только на земле Дагестана, но и во всей нашей великой стране и мире.

Статьи из «Антитеррор»

Насилие не бывает добрым

9
Террористическая группировка иудеев «кинжальщиков» появилась в первом веке нашей эры и стала родоначальницей терроризма в мире. Это были жестокие люди, которые...

Тезисы экстремистов и их опровержение

96
Известные сегодня экстремистские группы и их представители, выступающие против России, придерживаются определённых...

Дербент – символ толерантности

22
Приход ислама в VII веке стал поворотной точкой в истории...

Главное оружие – наше единство

34
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Эксперты выработают новые предложения

21
Ни один здравомыслящий человек не станет...

Наше «НЕТ» экстремизму

36
Всю страну потрясли события, произошедшие месяц назад в Махачкале и Дербенте: группа...

Нас не сломить!

32
Бой против нелюдей в своем собственном доме дагестанцы приняли с честью и достоинством. А КТО сработала быстро и решительно. Правоохранители остановили призраков,...

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

3
Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и...

Действия при получении сообщения об угрозе террористического акта

9
Сообщение об угрозе террористического акта может поступать несколькими способами. Чаще...

Производная войны

47
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...