Мир, построенный на согласии
Прошло 153 года с момента смерти лидера освободительного движения Дагестана и Чечни легендарного имама Шамиля. Но интерес к его личности не уменьшается. Люди по сей день хотят знать, каким он был, какими мотивами руководствовался в своей борьбе. Этот материал – попытка понять характер этой исторической личности.
Имам Шамиль родился в аварском селении Гимры в семье узденя Денга Мухаммада и Баху-Меседу. Всевышний дал ему здоровое сильное тело, твёрдое, как камень, сердце, пытливый и дальновидный ум, терпение во всех начинаниях, умение держать слово, самоотверженность и мужество.
С раннего детства он обучался у избранных учителей. Знакомство и обучение у достопочтенного шейха Магомеда Аль Яраги имело огромное влияние на жизненную позицию Шамиля, он был любимым учеником шейха. Повзрослев, Шамиль стал мюридом своего учителя, а затем соратником и другом.
После убийства двух имамов Дагестана Гази-Магомеда и Гамзат-бека третьим имамом был избран Шамиль. Он истинно верил священному Корану и его предписаниям, а народ был готов сражаться и умереть за веру вместе с ним. Имаму Шамилю пришлось 25 лет воевать за веру и свободу с самой сильной в то время армией мира и успешно противостоять ей.
Война была суровая. Мюриды, готовые умереть за свою веру и свободу, не просили пощады у русских солдат и сами были беспощадны. В 1837 году в тяжелом бою царские войска заняли Ашильту. Две тысячи мюридов пали в бою.
Бой за Ахульго был еще кровопролитнее. Шамиль понял, что у горцев не хватит сил для обороны, и объявил о покорности. Ему пришлось отдать в заложники троих малолетних сыновей защитников крепости. Один из них был сыном его сестры. Тогда у генерала К.Фези была возможность взять в плен имама Шамиля. Он решил договориться о мире и отпустил Шамиля. Но имам снова собрал силы и продолжил воевать. После разгрома крепости Ахульго в 1838 году раненому обессиленному Шамилю с горсткой людей удалось уйти оттуда. Жители Чиркея, пастухи на высокогорных пастбищах помогали отряду спастись. Они проводили его до чеченских земель.
В 1840 году Шамиль вновь был готов сражаться с противником. Чеченцы признали Шамиля имамом и хотели сражаться за веру и свободу под его командованием.
Царь Николай I поручил князю М.С.Воронцову, назначенному наместником Кавказа, взять столицу имамата сел. Дарго-Ведено. Но пока это свершилось, прошло около 20 лет. Было несколько кровопролитных битв, обе стороны несли большие потери.
В апреле 1859 года русские войска взяли столицу имамата. Там воевал сын имама Шамиля Гази-Магомед. С оставшимися в живых верными мюридами он ушел в горы к отцу.
В том же году в августе без боя сдался русским наиб Даниял-бек, тесть Гази-Магомеда. Русские его не наказали, наоборот, вернули ему исконные владения и сделали его там правителем. И другим горцам, перешедшим на сторону русских, не причиняли ущерба, отправляли в свои сёла заниматься мирным трудом. Эти вести быстро распространились среди горцев.
28 июля русским сдался легендарный наиб Кебед-Магомед. С собой он привел идейного вдохновителя газавата шейха Джамалудина Кази-Кумухского, близкого имаму Шамилю человека: его дочь Заедат была женой Шамиля, а две дочери Шамиля были невестками шейха.
В августе 1859 года имам Шамиль уже никуда не хотел убегать и приказал мюриду поднять белый флаг.
Радости русских не было конца. В их лагере пели, плясали, смеялись. Их радость эхом разносилась по горам.
Когда Шамиль шёл к русским, он не надеялся на прощение. Он думал, что его убьют вместе с семьей или вышлют в Сибирь, что было еще хуже.
Князь А.Барятинский окружил Шамиля вниманием и уважением. Позвал к нему всю семью, потом вместе с семьей отправил а Санкт-Петербург. Царь выделил для семьи имама отдельный, просторный дом, личного переводчика и врача, дал в помощь офицера. Поселил Шамиля в Калуге вместе с семьей и обеспечил всем необходимым. Позже по просьбе имама разрешил ему отправиться в хадж и выделил деньги на дорогу. После совершения обрядов священного хаджа Шамиль посетил Медину. Там, заболев, ушел в мир иной.
К мюридам имама Шамиля, которые были рядом с ним, отнеслись со всем уважением. Разрешили им мирно жить там, где они хотели.
Имам Шамиль остался в памяти дагестанцев предводителем горцев в борьбе за независимость, а его мюриды были верными сыновьями народа. Мы наследники этих героев. Но, усвоив уроки истории, мы ценим мир и согласие не только на земле Дагестана, но и во всей нашей великой стране и мире.