X

Не дать разрушить общий дом. О некоторых мерах противодействия терроризму

Даци Гаджиев, к. ю. н., доцент ДГУНХ
Выпуск - 2024 № 51
45

Террористический акт, совершенный в «Крокус Сити Холле» 22.03.2024 года и повлекший большие человеческие жертвы, требует пересмотра и совершенствования системы мер противодействия этой угрозе на различных уровнях: международном, национальном, региональном и местном.

Не претендуя на исчерпывающий характер этих мер, полагаю возможным обозначить некоторые меры в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Международный уровень

Необходима решительная борьба с коррупцией, усилить прозрачность власти и содействовать вовлечению населения в процессы принятия решений.

Ликвидировать «двойные стандарты» в подходе к борьбе с терроризмом в международном сообществе.

Прекратить лоббирование миграционных потоков из бывших советских республик, граждане которых прибывают в нашу страну и совершают тяжкие и особо тяжкие преступления. В Москве уже наблюдается рост преступности среди мигрантов.

Лишить какой бы то ни было поддержки – моральной, политической, материальной – организаторов – террора, не допускать прославления террористов-­убийц.

Ликвидировать различные представительства и центры, где, по данным спецслужб, осуществляется подготовка и вербовка экстремистов, боевиков.

Отказ государств от предоставления политического убежища террористам.

Активизация Интерпола по розыску террористов.

Усиление функций ООН в борьбе с терроризмом.

Федеральный уровень

Выработать новый подход к информационно-пропагандистскому противодействию терроризму, создав мощную общественную среду неприятия терроризма.

Усилить уголовную ответственность за должностные преступления, повлекшие тяжкие последствия (теракты, захват заложников, преступления коррупционной направленности и т. д.), установить высшую меру наказания по ст. 205 Уголовного кодекса РФ (Терроризм).

Необходимо решить те реальные социальные проблемы, болезненной реакцией на которые является терроризм. Сократить безработицу, установить достойную зарплату. Ограничить галопирующий рост цен на продукты питания, которые сравнились с ценами в столице.

Снизить нагрузку на одного участкового уполномоченного полиции с 3 тыс. человек на участке обслуживания до 500 чел., освободив его от выполнения несвойственных функций.

Активнее выявлять террористические «спящие ячейки».

Наладить конструктивное сотрудничество СМИ, правоохранительных органов и органов власти при проведении антитеррористических операций, не допуская расшифровки действий спецслужб.

Применять жесткие силовые действия по отношению непосредственно к террористам.

Обсудить и наметить основные контуры модели Общественного совета по контролю за деятельностью правоохранительных органов в части противодействия терроризму.

Усилить санкции за угрозу совершения акта терроризма и за финансирование террористической организации.

Использовать в предупреждении актов терроризма достижения высоких технологий, правовых, в том числе криминологических, гуманитарных, технических наук.

Необходимо отработать систему мер тактического, стратегического и координационного характера по ликвидации террористов при террористических атаках в местах массового скопления людей.

Установление вознаграждения за раскрытие преступлений, получивших большой общественный резонанс, сообщение органам власти о готовящихся террористических актах и других тяжких и особо тяжких преступных посягательствах против личности, общества и государства, является эффективной формой предупреждения преступности и заслуживает поддержки.

Уровень Северо–Кавказского федерального округа

Выстроить единую государственную стратегию противодействия терроризму в СКФО.

Изучать и знать общественно-политическую, социально-психологическую обстановку в округе.

Проводить совместные учения по ликвидации террористов, отработав координационные функции и оперативно-тактические действия.

Региональный уровень

Обеспечить безупречную работу органов власти и управления, принять решительные меры к снижению коррупционного потенциала.

Принять чрезвычайные меры по подъему экономики республики и созданию рабочих мест в сфере материального производства.

Усилить контрольные функции органов государственной власти по выполнению решений, связанных с противодействием террористической угрозе.

Разработать программу общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения СМИ с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие.

Так, 6 марта 1993 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между МВД Республики Дагестан и МВД Азербайджанской Республики, где предусматривалось участие сторон в борьбе с преступлениями против жизни и здоровья, терроризмом, бандитизмом, контрабандой, другими посягательствами против личности, общества и государства. Благодаря этому соглашению были намечены и реализованы совместные меры, позволившие сдержать бесконтрольную миграцию, предупредив возможный рост террористических проявлений.

Правоохранительный уровень

В процессе оперативно-разыскной работы выявлять заказчиков, исполнителей, соисполнителей, пособников, подстрекателей террористов.

Ужесточить административный надзор за лицами, вернувшимися из мест лишения свободы.

Предательство работников правоохранительных органов серьезно препятствует эффективности антитеррористической деятельности, влечет большие потери среди личного состава, поэтому необходимы меры по строгому и тщательному отбору лиц к работе в правоохранительных органах.

Апробировать и выработать схемы тактического, стратегического и координационного характера по ликвидации террористов, укрывающихся в помещениях, воздушном и автомобильном транспорте, лесистых и гористых местностях.

Укрепить оперативные позиции в криминальной и миграционной среде.

Активизировать просвещение и улучшить подготовку сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом.

Принять меры по укреплению профессионального ядра и сохранению контингента опытных и преданных сотрудников органов внутренних дел, используя в полной мере средства материального и морального стимулирования.

Осуществлять эффективную защиту свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия, участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах.

Усилить контроль за лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, где происходит их вербовка в НВФ, а также вернувшимися из мест лишения свободы.

Муниципальный уровень

Осмыслить и продумать систему джамаатского осуждения и позора террористов.

Принять меры к усилению джамаатского контроля над лицами, склонными к совершению противоправных действий в муниципальных образованиях, используя полномочия заместителей глав городских округов и муниципальных образований по вопросам общественной безопасности.

Правоохранительным органам городов и районов решительно реагировать в установленном законом порядке на факты вмешательства религиозных деятелей в вопросы, находящиеся в компетенции органов местного самоуправления, путем официального предостережения о недопустимости нарушения закона.

В рамках координационного Совета правоохранительных органов городов и районов разработать специальную программу, рассчитанную на активизацию деятельности заместителей глав администраций по вопросам общественной безопасности.

Индивидуальный уровень

Знать и системно изучать идеологическую и мотивационную основу терроризма путем обобщения научно-практической информации и проведения репрезентативных социологических исследований. Обобщение уголовных дел по одному из районов столицы республики показал, что среди осужденных лишь один был идейным террористом, остальные были вовлечены путем подкупа.

С учетом сложившейся ситуации предложить следователям и судьям глубоко изучать личность обвиняемого и подсудимого по каждому уголовному делу, а также выяснять причины и условия, способствовавшие совершению теракта, и обобщенную информацию направлять в Совет безо­пасности Республики Дагестан.

Надо исключить беспечность граждан, отсутствие предельной сплоченности со стороны институтов гражданского общества по противодействию терроризму, которые в настоящее время находятся на этапе становления.

Таким образом, борьба с терроризмом требует комплексных, системных, многовекторных и колоссальных усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, которые путем использования всего арсенала предупредительных мер в тесном взаимодействии с населением позволят, на наш взгляд, выявлять террористические ячейки и лиц, готовящих атаки с целью пресечения их деятельности на стадии приготовления или покушения. Иначе трудно будет бороться с теми, кто изнутри может разрушить наш общий дом.

Статьи из «Антитеррор»

Главное оружие – наше единство

25
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Эксперты выработают новые предложения

5
Ни один здравомыслящий человек не станет...

Наше «НЕТ» экстремизму

31
Всю страну потрясли события, произошедшие месяц назад в Махачкале и Дербенте: группа...

Нас не сломить!

30
Бой против нелюдей в своем собственном доме дагестанцы приняли с честью и достоинством. А КТО сработала быстро и решительно. Правоохранители остановили призраков,...

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

2
Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и...

Действия при получении сообщения об угрозе террористического акта

8
Сообщение об угрозе террористического акта может поступать несколькими способами. Чаще...

Производная войны

42
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Театр воспитывает

46
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...