Непримиримая война
Что должно стать решительным заслоном экстремизму, терроризму? Можно ли справиться с этими опасными, искусственно созданными политическими конструкциями, превратившими ислам в джихад, перессорившими исламский мир, оказавшийся втянутым в борьбу за передел мира, войну за природные ресурсы? Может ли мир справиться с огнедышащим джинном, выпущенным из бутылки? Эксперты убеждены, что мобильные армии наемников под псевдорелигиозной личиной оказались очагом напряженности, вспыхивающим яростным, всепожирающим огнем в различных точках мира.
Запрещенная в нашей стране организация ИГИЛ, подпитываемая США, и это давно уже ни для кого не секрет, разрывая Ближний Восток на части, превратила этот регион мира в перманентный военный полигон, захватывая нефтеносные территории, ведя междуусобные войны, в которых трудно разобрать, кто с кем воюет и за что.
В этом сохраняется определенная интрига тех, кто пытается править миром. Глубинные государства прибирают к рукам углеводороды, распоряжаясь и перепродавая их с ловкостью лавочника, торгующего ходовым товаром и обогащающегося с невиданной скоростью. Да, романтичный ореол борца с несправедливым миром оказался беспроигрышным для создателей очередной страшилки, жестокой, страшной, вовлекающей в свои ряды одурманенных, оказавшихся пушечным мясом. И стал непреходящей головной болью для нашей страны, потерявшей в незримой виртуальной войне не одно молодое поколение. И ныне, несмотря на то, что во многом ситуация контролируема, сохраняется опасность возможных диверсий спящих ячеек, члены которых остаются одержимыми идеями создания исламского государства. Какой же видится проблема ученым, прослеживающим логическую цепочку природы экстремизма, терроризма? Своим взглядом на сложную проблематику делится профессор ДГУ Муса КУРБАНОВ.
— Муса Гасангусейнович, считаете ли вы, что экстремизм, терроризм, обладающие удивительной способностью трансформироваться под видом борьбы за социальное неравенство, преследует далеко идущие захватнические цели, в основе которых лежат коммерческие интересы стран, подпитывающих военные организации так называемых наемников, если называть вещи своими именами.
— Современное понимание проблем и перспектив противодействия экстремизму и терроризму предполагает прежде всего анализ причин, условий и возможностей, определяющих фактическую картину происходящих событий. К основному кругу факторов, способствующих росту экстремизма, терроризма в любом обществе, относится такая группа явлений, в которой наблюдается явное и очевидное столкновение интересов, целей и ценностей, не совместимых с возможностями их реализации в повседневной жизни. И главное противоречие в социальной поляризации сил в различных сферах общественной жизни — перерождение из потенциально растущего напряжения в актуальное противоборство. Согласитесь, так называемые патогенные зоны динамичного общественного развития, связанные с криминализацией, олигархизацией, коррупцией, возникают и дают о себе знать в результате перекосов, ошибок в ходе форсированного строительства гармоничных отношений между правовым государством и нарождающимся гражданским обществом.
Проблема еще и в том, что различные корпоративно-групповые интересы могут быть нацелены не только на сбалансированное общенациональное благо, но и на элитаризацию, иерархическое выстраивание социальной вертикали с сегментами спорных направлений развития, вызывающих недовольство и недоверие населения страны. Корпоративно-групповые мотивы и причины, повлекшие за собой разделение на локализованные общественно-политические силы, оказались повязанными с возможностями и перспективами теневого распределения сфер влияния и условий доступа к общенациональным ресурсам государства, запасам общественного богатства.
И, должен признать, динамичное развитие современного российского общества в условиях резкого расслоения общества, олигархизации экономики, сопровождаемой неудержимой концентрацией политической власти, ослаблением и снижением уровня социальных функций, бесконтрольным ростом латентного потенциала насилия в отдельных сегментах социальных структур, испытывающих столкновение интересов и встречных ожиданий, не может не беспокоить нарастающей радикализацией, отчуждением интересов.
— Можно ли утверждать, что именно социальная подоплека служит основанием для протестных настроений, пополнения экстремистских международных организаций молодыми людьми из числа россиян, дагестанцев?
— Терроризм и экстремизм современной эпохи давно вышли за пределы изгойного героизированного фанатизмом одиночества, ставшего жертвой экзальтированного воображения и неудержимого самомнения. Теперь они являются системной патологией всего социального организма, неотьемлемой частью социально-политического процесса, непропорционально охватывающего неурегулированные государством отношения и слабо контролируемые сферы общественной жизни, что негативно накладывается на психологию молодежного электората.
Среди разнообразия подходов к пониманию предпринимаемых мер и усилий по организации противодействия экстремизму, терроризму одним из стержневых направлений можно считать духовную культуру, невозможную без социального согласия, возникающего на основе свободомыслия, но она также невозможна в условиях слепой, фанатичной преданности одним ценностям в ущерб свободному развитию других ценностей.
Путь к нравственному достоинству отличается от пути к истинным знаниям. И любая конкретная истина в культурно-образовательной сфере способна получать общезначимый духовный статус не только на уровне духовной безопасности, социальных стереотипов. Поэтому воспитание каждого человека на основе безусловного, суверенного личного права на доступ к истине является необходимым условием духовной безопасности всего общества. Да, новые угрозы духовной безопасности в культурно-образовательной сфере возникают прежде всего в ходе идеологического противостояния различных социальных сил, нацеленных на доступ к механизмам политической власти.
И широкое использование разного рода СМИ с использованием манипулятивных технологий управления общественным и личным сознанием не проходит бесследно. Оно может повлечь за собой не только снижение достигнутого уровня в развитии культурно-образовательной среды, но и полную дезориентацию всего комплекса сбалансированных духовных ценностей и устоев общественной жизни.
— Как реагировать на угрозы и вызовы, подрывающие систему духовной безопасности и социальной стабильности в молодежной среде, наиболее подверженной влиянию организаций, запрещенных в нашей стране?
— Формирование устойчивой системы духовных ценностей в культурно-образовательной среде должно стать приоритетной задачей социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Необходимы инновационные, специализированные организационные усилия правового государства и гражданского общества, нацеленные на (прошу обратить внимание) целевое и адресное управление, стимулирующее процессы духовного созидания и нивелирующее деструктивные, разрушительные процессы. Весьма важным представляется фильтр, отслеживающий корпоративные, сетевые сообщества, нацеленные на формирование агрессивной информационной среды, создающие виртуально-культивированное коллективное тело образовательно-игрового процесса, способного производить не только позитивные результаты, но и вести к негативным, тупиковым тенденциям, разрушительным для всего общества. Это требует разработки новых направлений в обеспечении государственной безопасности в культурно-образовательной сфере, разработки опережающих, упреждающих механизмов комплексного контроля в этой сфере.
Если давать обобщенную характеристику элементам и факторам духовной агрессии, в частности, в молодежной среде, то, не вдаваясь в причины их возникновения, можно сказать, что все они представляют собой те или иные искажения истинных возможностей, которые реально, по логике вещей, существуют в действительности и отражаются в сознании в наиболее полном виде. И в том случае, если истинные ценности не обладают достаточными для них свободами, то тогда они не способны культивировать разумное начало человеческой души. В таких условиях, исключающих разумный самоконтроль, сознание становится легкой добычей для интеллектуальных манипуляций, нацеленных на деструктивные деформации духовного мира, угрожающие духовной безопасности общества в целом. И среди угроз одной из ярко выраженных разновидностей является практика культового фанатизма, что не может не вызывать беспокойства.
Так где же та черта, которая разделяет свободную приверженность авторитетному мнению от безропотной фанатизации устоявшимся идеалам? Уверен, что, сохраняя преемственность, духовные ценности, мы так или иначе оберегаем культурный код, нацию, традиционное государство, устои которого поддерживаются каждым новым поколением. И в этом сила нашей страны, ее устойчивость, общенациональная идеологема единого государства.