X

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

З. Мирзамагомедова, инспектор ОНД и ПР № 1 по г. Махачкале УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, лейтенант внутренней службы
28

Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары - наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ежегодно в зданиях и сооружениях образовательных учреждений происходят пожары. Во всех без исключения образовательных учреждениях лидирующая причина пожаров — неосторожное обращение с огнём; на втором месте — нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования и на третьем — нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ. Наиболее часто местом возникновения пожаров в зданиях образовательных учреждений являются чердачные, подсобные и складские помещения, а также подвалы. Из всех учебных помещений наиболее опасны в пожарном отношении кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь находятся горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости, спиртовки, электроплитки и другое оборудование, представляющее пожарную опасность.

На случай пожара пути эвакуации должны быть свободны, не захламлены. Нередки случаи, когда пути эвакуации оказываются заставленными устаревшей мебелью или каким-нибудь оборудованием. Но даже при полном соответствии путей эвакуации всем нормам организовать эвакуацию в здании, где большинство находящихся людей — дети, очень сложно, потому что дети, по сравнению со взрослыми, легче поддаются панике и хуже воспринимают сложившуюся при пожаре обстановку. Поэтому ежегодно сотрудники ОНД и ПР № 1 по г. Махачкале проводят в зданиях образовательных учреждений плановые пожарно-тактические учения. В это время совместно с администрацией учреждений отрабатывается эвакуация учеников и преподавателей, проверяются подъездные пути к зданию и состояние водоисточников.

Для того чтобы опасность возникновения пожара была минимальной, необходимо проводить работу по обучению детей основам безопасного поведения, начиная с дошкольного возраста. В течение года с детьми дошкольного возраста и учениками проводятся беседы, конкурсы, викторины и соревнования. Основной же объем информации в области пожарной безопасности ребята получают за период учебы в школе на уроках «Основы безопасности и жизнедеятельности» (ОБЖ). В соответствии с российским законодательством руководители образовательных учреждений обеспечивают пожарную безопасность и осуществляют контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками.

Как избежать пожара в школе:

1. Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.

2. Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки. Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи. Раньше их сжигали, что вело к пожароопасной ситуации: тлеющие листья ветром могло занести на кровлю здания или в слуховые окна, с образованием очагов горения. В соответствии с законодательством сжигание листвы и мусора запрещено, т.к. помимо создания пожароопасной ситуации это ведет к повышению углекислого газа в воздушной среде, усилению парникового эффекта и глобальному потеплению.

3. Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

4. Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должны быть обеспечены соответствующие досмотр и уход. Необходимо следить, чтобы крышки смотровых колодцев подземных пожарных гидрантов не были засыпаны землей и мусором, покрыты льдом и снегом, а на стене ближайшего строения был указательный знак гидранта с цифрами, обозначающими координаты расположения гидранта относительно строения.

Порядок эвакуации из образовательных учреждений

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре. Если в школе возникло загорание, необходимо, в первую очередь, вызвать пожарную охрану и быстро организовать эвакуацию всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям. В плане эвакуации важны вопросы оповещения педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих и находящихся под угрозой распространения горения и дыма помещений, указываются пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой. В графической части показывается поэтажная планировка здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути эвакуации должны быть обозначены. Наименование помещений обозначают непосредственно на поэтажных планах, либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают открытыми. На план наносят стрелки, указывающие направление движения людских потоков, исходя из наименьшего времени выхода и большей безопасности путей эвакуации. Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками. Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу по лестницам. Нередко люди спасаются, выходя на крышу здания. Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты, телефонов. Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, их порядок и последовательность, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.

Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова. Второе действие – устное оповещение об эвакуации. Оповещение должно делаться спокойно, но повелительным и внушительным тоном. Это может происходить по громкоговорящей сети в рамках Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.

При эвакуации детей в детских учреждениях преподаватели и воспитатели обязаны:
— подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, приём пищи, необходимо быстро одеть детей;

— объявить порядок, направление движения и место сбора;

— в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения; вывести детей; после того, как дети выведены, в целях уменьшения скорости развития пожара по зданию необходимо двери закрыть;

— собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте («место сбора»);

— оказать при необходимости первую помощь;

— проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору или командиру прибывшего пожарного подразделения, руководителю тушения пожара.

До прибытия пожарных учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести детей в теплое помещение; вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим; выполнять отдельные поручения по тушению незначительных очагов загорания.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

В случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей используется второй.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного их открывания изнутри без ключа.

При пожаре нужно в считанные минуты попытаться оказаться на улице или хотя бы в помещении, где есть возможность дышать свежим воздухом. Интенсивное образование продуктов горения (дым, пары) и быстрое их распространение по помещениям и путям эвакуации происходит уже в начальной стадии пожара. В этой ситуации концентрация СО предельно опасна для человека, когда достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание.

Передвигаться сквозь густой дым (при видимости менее 10 метров) можно только в том случае, если вы уверены, что расстояние небольшое и вы сможете задержать дыхание на этой дистанции, а также не потеряете ориентировку и не зацепитесь за что-то одеждой.

Статьи из «Пожарная безопасность»

Безопасный праздник

7
Новогодние праздничные мероприятия проводятся на многих объектах (в основном в школах,...

Пожарные расчёты спешат на помощь

9
На территории города Махачкалы сложилась крайне...

Насущная необходимость

44
Тревожные кнопки, металлодетекторы, вооруженная охрана – эти атрибуты ныне стали...

Безопасный отдых

10
Такой вопрос, как пожарная безопасность летом, является серьезным и важным для каждого человека. В жаркое время года вероятность возникновения возгораний на...

На всякий пожарный

11
Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание,...

Как не сгореть от беспечности

15
В данной статье речь пойдет об электрическом и газовом хозяйстве, а также печном отоплении....