Купить PDF-версию
04:42 | 17 июня, Вт
Махачкала
X

Противодействие реальное и мнимое

Современные формы противодействия джихаду. Насколько эффективны они в обычной жизни, виртуальном поле, где происходит массированная обработка сознания? Вторичны или актуальны привычные лекала борьбы с терроризмом, экстремизмом? Отходят ли его идеологи от прежних взглядов – выжигать огнем и мечом тех, кто противостоит насилию во имя веры, или готовы удивить мир новейшими формами убеждения, завуалированными под иные коды, культы, религиозные мотивы на основе групповых и этнонационалистических интересов?

Вот, кажется, даже выделенные на противодействие террору многомиллионные бюджеты не в состоянии одномоментно удалять экстремистские контенты, сменяющие со скоростью света бесконечные видеосюжеты, ролики, зараженные вирусом внушения, от которого сносит крышу даже у тех, кто трезво оценивает вредоносность идей экстремизма, направленность конструкций тех же цветных революций. В ход идут всевозможные контенты, рассчитанные на различные возрастные группы, включая безжалостные компьютерные игры, смертоносные детские программы типа «Синий кит».

Так возможно ли справиться с эпидемией нового века? И можно ли предположить прежний сценарный ход развития событий на Кавказе, разгар которых пришелся на 90-е и приобрел затяжной характер, растянувшийся на десятилетия. Об этом мы беседуем с постоянным автором «Дагестанской правды», доктором философских наук, профессором ДГУ Мухтаром Яхьяевым.

– Мухтар Яхьяевич, можно ли быть убежденным в том, что мы преодолели опасный барьер? Или, учитывая, что основной поток сирийских джихадистов хлынул в регионы, где токсичная среда способствует возможному росту террористических групп, «спящих» ячеек, мы должны быть наготове? Речь идет о тех дагестанцах, кто, попав в ряды запрещенной в нашей стране организации ИГИЛ, вернулся на родину и является мощным мобилизационным фактором по обработке сознания.

– Если для характеристики социально-политической ситуации, сложившейся в нашем обществе на сегодняшний день, использовать образ «бега с препятствиями», то очевидно, что один из барьеров мы преодолели и движемся по относительно ровной плоскости. А впереди перед нами маячит немало еще более труднопреодолимых барьеров. Экстремизм и терроризм как механизмы реализации международной политики на протяжении нескольких последних десятилетий культивировались заинтересованными в них силами вовсе не для того, чтобы отказываться от них после первого же срыва. А России удалось сорвать далеко идущие планы спонсоров международного терроризма сперва на собственной территории, в частности Северном Кавказе, а потом и в Сирийской Арабской Республике. Но эти механизмы ох как нужны тем влиятельным политическим субъектам, которые пестовали их, применяя в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Судане, Сомали, Сирии и т.д. И можно не сомневаться в том, что несколько притухший пожар джихадизма вновь вспыхнет в каком-либо регионе мира.

Почему джихадизма? Да потому, что социальная среда, где распространены эти идеи, является сегодня быстро возгораемой почвой, наиболее благодатной для провокаторов экстремизма и терроризма. В том числе и в нашем Отечестве. Поэтому нам всем и нужна системная, целенаправленная работа по адаптации тех, кто прошел огонь войны, по разным причинам оказавшись на поле брани, вернулся на Родину и пытается привыкнуть к мирной жизни. Возможно ли их обратное вхождение в террористические группы, деструктивное воздействие на сознание людей из их окружения? Вполне возможно и, по моему мнению, более вероятно, чем их адаптация к мирной жизни. И это по той простой причине, что сложившиеся в нашем обществе социально-экономические условия не столько способствуют формированию реальных возможностей адаптации бывших боевиков к мирной жизни, сколько выталкивают еще и некоторых наших соотечественников, особенно молодежь, в маргинальные социальные группы, из которых они вербуются в «спящие» пока еще террористические группировки.

– Что, по-вашему, должно стать главной идеей в борьбе с двумя взаимосвязанными факторами – терроризмом и уходом молодежи от традиционных ценностей, ее психологического отрыва от дагестанской ментальности, устоев, обычаев? Ведь именно ломка сознания создает предпосылки для идеологической обработки молодого поколения, в которой проигрывает государство, так и не решившее основную задачу – мотивацию к национальной идее, скрепы которой и должны цементировать традиционное государство.

– Главное в борьбе с терроризмом может быть только вовлечение людей в конструктивные формы социальной деятельности, где они не только могут обеспечить себе и своим близким достойное существование, но и удовлетворить многообразные интересы, проявить свои способности, стать гармонично развитыми личностями. Упование на возрождение традиционных ценностей мало чем поможет в решении проблем технотронного информационного общества, общества знания. Доминирующее значение как для сохранения дагестанского общества, его культуры, так и для самореализации личности в социально приемлемых формах имеют новации, а не традиции. Наша традиционная культура, обычаи, ментальность – они сегодня преимущественно на сцене, в музее, в быту, еще больше в нашей генной памяти, чем в повседневной реальности, нашем поведении. А предпосылки для идеологической обработки молодого поколения создаются не нашей оторванностью от традиционной культуры (на то она и традиционная), а именно инновационная культура теснит традиции и обычаи. Психологическая восприимчивость к экстремистской идеологии формируется обществом социальной несправедливости, когда сыто живут вор и хапуга, а человек труда не в состоянии даже свести концы с концами, когда имущественное расслоение общества получило такое социальное закрепление, что одной ограниченной группе людей можно все, а массам не на что рассчитывать даже в иллюзиях, когда реально утвердилась такая правовая система, что закон жестко карает того, кто унес из магазина булочку, а те, кто украл у государства миллионы, почивают на лаврах. И еще многое другое.

– А какой эффект дает, с вашей точки зрения, проведение всевозможных форумов по антитеррору, борьбе с экстремизмом, терроризмом? Каков коэффициент их полезного действия? Это конкретные программы по противодействию, опыт, возможность выработки действенных механизмов, способствующих так же оперативно срабатывать в ответ, как и предпринимающие мозговой штурм идеологи войны без правил, опережая власть, вбрасывая возможные сотни, тысячи
контентов, срабатывающих, как сверхзвук, за которым невозможно угнаться? Или это все же возможность выпустить пар?

– Если можно было бы с помощью конференций, форумов, симпозиумов, совещаний, слетов решить проблему противодействия идеологии экстремизма и терроризма, то от этого негатива давно у нас остались бы одни воспоминания. Их так много проводится, притом с однотипной тематической направленностью на всех уровнях власти и гражданского общества, что я как один из их организаторов и участников уже на протяжении нескольких десятилетий сегодня могу утверждать, что они вносят крайне малую лепту в предупреждение экстремизма и терроризма. Почему? Да потому, что они, как правило, проводятся в одних и тех же аудиториях, в которых можно видеть одни и те же лица — как организаторов, участников, так и слушателей. Информация о них редко выходит за пределы этих аудиторий, содержание проходящих там дискуссий, решений, рекомендаций редко гуляет по просторам Интернета, в социальных сетях. Если их там и обсуждают, то только те же самые организаторы или участники.

Иначе говоря, КПД многообразных форумов, к сожалению, невысок, и он неуклонно стремится к нулю. Однако из этого вовсе не следует, что они абсолютно бесполезны. Нет, они важны и нужны, ибо на них прорабатываются и апробируются достижения теоретической мысли в области антитеррора, налаживаются контакты между теми, кто активно проявляет себя в этой сфере, происходит обмен опытом, намечаются перспективные направления работы.

Минимальная эффективность форумов и симпозиумов детерминирована тем, что одними только средствами науки, образования, просвещения, пропаганды не преодолеваются такие деструктивные феномены, как радикализм, экстремизм, фанатизм, терроризм. Их преодоление – долгосрочная проблема, которая может быть решена прежде всего путем осуществления целого комплекса мер социально-экономического, политико-правового, социокультурного, духовно-нравственного порядков. Дело в том, что при возможностях современных СМИ и СМК вбросить определенный вирус, вызывающий конкретную «социальную эпидемию», в нашем случае эпидемию экстремизма и терроризма, не представляет никакого труда. А вот оздоровить зараженный социальный организм только лишь вербальным осуждением этого самого вируса или его распространителей в принципе невозможно. Для этого нужно коренным образом реформировать само общество, сделать его невосприимчивым и к этой заразе, и к другим подобным возбудителям «социальных инфекций».

Именно поэтому я вот уже два десятилетия не перестаю в своих научных разработках, публичных докладах и лекциях повторять мысль о необходимости гуманизации современного общества путем последовательного проведения социально ориентированных рыночных реформ, преодолевающих ужасающее расслоение дагестанского общества, превращающего в маргинальные социальные слои большие группы людей, ранее занятые достойным трудом. Еще хуже, когда в процесс маргинализации оказываются втянутыми некоторые молодые люди сразу же после окончания школы, ссуза или вуза. Вот так у нас формируется социальная среда, где неизбежно паразитируют экстремизм и терроризм, и не так важно, происходит ли подобное в форме джихадизма, расизма, нацизма или в какой-то иной форме.

Статьи из «Антитеррор»

Мир без прикрас

33
Кажется, весь мир охвачен угрозой террора. Он беззащитен, он не защищен от смертоносных ударов, которые могут нанести даже рукопожатные союзники. Так кто правит...

Волки в овечьих шкурах

32
После периода относительного затишья Дагестан вновь сталкивается с реальной...

Жалюзи на «окно Овертона»

15
Эксперты констатируют, что особую тревогу в цифровую эпоху вызывает переход террористических угроз в онлайн пространство, создавая опасность увеличения числа...

Волновые эффекты

15
Можно ли проводить параллель между международным терроризмом прошлого и терроризмом периода СВО? Ведь они разительно отличаются не только локальными схемами, но...

Мир, построенный на согласии

26
Прошло 153 года с момента смерти лидера освободительного движения Дагестана и Чечни легендарного имама Шамиля. Но интерес к его личности не уменьшается. Люди по сей...

Насилие не бывает добрым

26
Террористическая группировка иудеев «кинжальщиков» появилась в первом веке нашей эры и стала родоначальницей терроризма в мире. Это были жестокие люди, которые...

Тезисы экстремистов и их опровержение

126
Известные сегодня экстремистские группы и их представители, выступающие против России, придерживаются определённых...

Дербент – символ толерантности

34
Приход ислама в VII веке стал поворотной точкой в истории...

Главное оружие – наше единство

38
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Эксперты выработают новые предложения

25
Ни один здравомыслящий человек не станет...

Наше «НЕТ» экстремизму

45
Всю страну потрясли события, произошедшие месяц назад в Махачкале и Дербенте: группа...