«Рейс-313» – фильм о молодых и для молодых
Попытка обратиться к теме современного терроризма, экстремизма заставляет размышлять о тяжести проблемы, которой обеспокоен весь мир.
В Дагестане снимается художественный фильм «Рейс-313», в съемках которого принимают участие ведущие артисты театра и кино из Москвы и Махачкалы.
Эксперты, политологи по-разному относятся ко всё более усиливающим своё влияние странам-террористам, откуда тянутся направленные на сознание молодого поколения интернет-атаки. В сфере информационного пространства за умы молодых разгорелась настоящая борьба.
И сегодня в ответ на тысячи новых технологий по обращению, как правило, молодежи в идеологию террора блогосфера реагирует, создавая в противовес крайним взглядам свой этический, художественный, документальный видеоряд, желая достигнуть цели путем самых радикальных методов, в том числе с помощью технологий нового века. Обращение к теме антитеррора все больше привлекает внимание кинематографистов, камера которых показывает срез современных общественно-политических процессов. Проблема нравственного выбора, осмысление страха войны и психологии тех, за кого можно и нужно бороться, чтобы удержать от рокового шага, волнует здоровую часть общества.
Дагестан, испытавший в начале 90-х невероятное давление западных, ближневосточных эмиссаров, пережил трудные времена, но сумел сохранить заповедную землю от раскола. Но, к сожалению, пока ещё не приходится рассчитывать на то, что мы можем поставить точку в проблеме терроризма, экстремизма. Политическая пандемия заставляет все более активно реагировать на возможные удары со стороны тех, кто давно разграфил кавказскую карту на территории, подлежащие массированной атаке, кто причисляет СКФО к сфере своих интересов в попытке отделить его от России. И по-прежнему наша республика находится в сфере внимания экспертов, поэтому неудивительно, что именно здесь проходят съемки полнометражного художественного фильма «Рейс-313».
Сценарная группа намеренно задумала фильм как психологический триллер-боевик, исключая политическую канву, но подталкивая зрителя к нравственному, духовному выбору, давая возможность размышлять, анализировать, задумываясь над тем, что должно лежать в основе таких понятий, как гражданственность, патриотизм. Каждый сам решает для себя, каким представляется ему будущее, с кем он – с теми, кто пытается разрушить привычный мир, или с теми, кто сохраняет ту основу, что скрепляет могучими скрепами огромную страну, не разделяя, не раскалывая общество на два противоположных лагеря.
Дагестан, испытавший в начале 90-х невероятное давление западных, ближневосточных эмиссаров, пережил трудные времена, но сумел сохранить заповедную землю от раскола
Фильм создается кинокомпанией «Каспийфильм». Съемки осуществляют режиссер Камиль Алиев, продюсер Мария Турчина. Рассказывая о том, как рождался фильм, К. Алиев отметил, что терроризм, экстремизм, природа которых вызывает негодование, заставляют искать новые подходы к экранизации животрепещущей темы. Он считает, что бороться с этими сложными противоречивыми явлениями нужно не с набившими оскомину привычными политическими, религиозными установками, а заставляя зрителя участвовать в том, что он видит на экране, формируя образ человека, новых социальных общностей в замкнутом террористическом круге, откуда, кажется, нет выхода, но его необходимо проецировать, побуждая проявлять лучшие свои качества в экстраординарных ситуациях.
Создатели киноленты, проделав огромную работу, уже вышли на финишную прямую. И для них фильм – своеобразный экзамен перед дагестанским зрителем, которого не проведешь, он и сам свидетель драматических событий, переживаемых республикой и ныне занимающих не последние места в топ-новостях на местных каналах, в сводках правоохранительных органов, фиксирующих обнаруженные на территории республики схроны с оружием, боевиков-одиночек, спящие ячейки.
По мысли авторов, в киноленте акцентируется внимание на причинах, побуждающих трезвомыслящих людей переходить на сторону террористов, не связывая этот уход с религией, терроризмом. Но рассматривать терроризм без политической, религиозной подоплеки невозможно, как невозможно превращать идеологическую модель в самостоятельную силу, не опирающуюся на основание для противостояния, то бишь на то же религиозное, политическое, националистическое искомое.
Но полезность такого кино в том, что молодые делают картину для молодых, вместе разбираясь в противоречиях мира, методологиях по обработке сознания, устанавливая взаимообмен мыслей и чувств, обмениваясь информативностью, впечатлениями от той огромной работы, которую выполняют, находясь на передовых позициях по идеологическому противостоянию терроризму и экстремизму.
Работа над фильмом началась в прошлом году при поддержке Минкультуры республики. За это время его создатели обрели опыт, многое почерпнули из местного материала, хотя в фильме не говорится о конкретной территории. Соответствуя требованиям жанра, локация концентрировалась как в горах, так и в центре столицы. В съемках участвуют бойцы Росгвардии, СОБРа, ДПС, ППС, приглашенные актеры республиканских театров.
Продюсер М. Турчина, которая третий месяц работает на натурных съемках в республике, признается, что не ожидала, что огромное количество людей может помогать совершенно безвозмездно. Оказывали помощь и правительственные структуры. И если поначалу она опасалась ехать в «сложную» республику, то за это время обрела в Дагестане немало друзей и считает, что горный край – настоящая культурная, туристическая мекка, здесь созданы условия для реализации самых перспективных культурных проектов.
Режиссер К. Алиев, ученик российского режиссера Митты, имя которого широко известно российскому зрителю, замечает, что полуторачасовой фильм – его первая серьезная работа.
Герои ленты, оказавшись заложниками террористов, принимают непростые для себя решения, в их поступках проявляются качества, объединяющие, заставляющие подняться над мелким обыденным, они мужественно переносят тяжелые испытания, переживая душевную драму.
Так о чем этот фильм? Соответствуя требованиям жанра, авторская группа до конца сохраняет интригу о его главных героях. Но, очевидно, люди должны оставаться людьми, любить и переживать, сострадать и уметь быть рядом со слабыми и сильными, справедливыми и сомневающимися, верными и малодушными. Это фильм о молодых для молодых, о поиске истины и верном пути, что выведет на правильную дорогу.