Теория противодействия
Традиционные представления оказались в начале 90-х намеренно невостребованными новыми идеологами, а вместо устойчивых тезисов были предложены размытые декларативные сентенции, неясные ссылки, обращенные к религиозным воззрениям, волей-неволей выступивших в качестве идеологического института.
Перекосы вызвали духовный взрыв, чем сразу же воспользовались западные и ближневосточные спецслужбы, превратившие ислам в джихад, а постулаты миролюбивой религии – в призывы к вооруженному сопротивлению, цепляя молодое поколение прямыми приказами к террористической деятельности, что якобы должно было стать противовесом социальной несправедливости, расслоению общества на богатых и бедных. Уже современные псевдоидеологи, пропагандируя идеальный халифат, цели и задачи которого направлены на создание равноправного общества под знаменами нового ислама, привели к расколу в обществе.
Отрезвление оказалось горьким, и обманутое молодое поколение ценой собственной жизни пришло к тому, что лжеидеалы не просто вредоносны, они расщепляют сознание, превращая человеческую жизнь в продукт жертвоприношения. И ныне, обсуждая вопросы экстремизма, терроризма на Северном Кавказе, эксперты уверены в том, что противоправные явления отличаются специфическими особенностями, характерными признаками той особой ментальности, что создают предпосылки для учета, в том числе религиозного фактора, приобретающего все большую значимость, оказывающего решающее значение на психологические установки молодого поколения, для которого духовные ценности не отделены, а скорее приближены к мировоззрению современного дагестанца.
Так что же можно этому противопоставить? Свой взгляд на сценарное развитие событий в регионе, оценку деятельности правоохранительных органов, общественных организаций в борьбе с терроризмом и экстремизмом высказывает профессор, доктор философских наук, главный научный сотрудник Центра этнополитических исследований ДНЦ РАН Гурия ЮСУПОВА.
– Гурия Ислангараевна, когда вы говорите о глобальной угрозе терроризма, то признаетесь, что в качестве одного из признаков по противодействию этому явлению выступает комплексный подход к проблематике. Если можно, подробнее остановитесь на этом аспекте…
– На мой взгляд, комплексный подход позволяет выделить два вида классификации современного терроризма – горизонтальный (функциональный) и вертикальный (количественно-пространственный). Так вот, функциональный подход выделяет такие разновидности современного терроризма, как этнический, религиозный, военный, сепаратистский, политический, государственный, экономический, информационный, если хотите, гангстерский, экологический. Как видите, проблема носит многокомпонентный характер. И скрупулезный анализ особенностей правового противодействия терроризму остается важнейшей задачей в усилении научной доминанты антитеррористической деятельности государства. Это связано с тем, что в свое время животрепещущий вопрос резко обострился в связи с усилением террористической активности на юге России, а также определенным несоответствием уровня и характера террористической угрозы и законодательной базы в современном российском правовом пространстве, отсутствием сочетания правовых механизмов профилактики и предупреждения терроризма и экстремизма в федеральном и региональном законодательном поле.
Бесспорно, государству принадлежит решающая роль в конституционно-правовом противодействии терроризму. В нашей стране запрещена пропаганда экстремизма различного толка и сама возможность создания террористических и экстремистских организаций. И если говорить о механизмах противодействия, то в профилактике этих явлений немаловажное значение имеет эффективное использование информационных технологий в сетевых войнах. Ведь совсем не случайно в свое время были приняты основные документы, свидетельствующие о вступлении России на путь формирования информационного общества. Хочу заметить, что повышению эффективности борьбы с терроризмом способствует и применение опыта зарубежных стран. Исследователи выделяют в качестве преимуществ зарубежного законодательства по борьбе с терроризмом большую мобильность в реагировании на различные изменения, внештатные ситуации, жесткость и меры ответственности. То есть это и есть тот самый комплексный подход, когда эффективность борьбы достигается всеми возможными методами и технологиями, опытом других стран.
Если же обратиться к прикладному характеру проблематики, то можно сказать, что терроризм является крайним проявлением религиозной нетерпимости. Как правило, она прикрывается изощренными идеологическими доктринами, стремлением локальных цивилизаций к самоизоляции, замкнутости в попытке сохранить традиционные ценности, нравственные устои, культурное своеобразие. Однако не стоит забывать и об интегрирующей роли религии в синтезе накопленных человеческих знаний и культурного богатства. И ислам находится в центре этих процессов как традиционная религия преобладающего большинства. Так как же совместить традиционный и политический компонент проблемы? Сегодня это задача задач. Ведь так или иначе традиционный ислам выступает как идеологический противник, более того, как официальный рупор по противодействию терроризму, экстремизму. И это достаточно серьезный аргумент в спорах с фундаменталистами.
– Сегодня наша страна находится в авангарде международной борьбы с террористической опасностью, являющейся угрозой, в том числе для всей мировой цивилизации…
– Стремление транснациональных террористических групп, объединенных идеологическими доктринами радикального ислама, создание в свое время исламского государства, идея которого провалилась, воспламенило сложный вектор современных геополитических противоречий на Ближнем Востоке. И терроризм современной эпохи, с которым Россия столкнулась в начале 90-х, представлял собой сложное явление, обусловленное процессами глобализации, усилением дифференциации между богатыми и бедными людьми и даже странами. Современный размах рекапитализации вызвал острый всплеск массовой социальной поляризации и, как следствие, реанимации чаяний обнищавшего населения на социальную справедливость и равенство всех хотя бы перед богом. Как видите, арсенал современных террористических войн велик. И для ведения всевозможных коммерческих войн используются любые пригодные для этого механизмы. В данном случае ислам оказался заманчивой идеей социальной справедливости, что и стало главным оружием всевозможных политтехнологов, мечтающих о покорении мира.
И ныне противодействие международному терроризму предполагает, с одной стороны, лишение дееспособности групп или отдельных личностей, которые разрабатывают террористические схемы, режиссируют криминальные события террористической направленности, а с другой – уничтожение социальной базы международного терроризма на уровне жизнедеятельности конкретных локальных сообществ. Но не стоит заниматься самоуспокоением, что, дескать, мы нашли идеальную модель противостояния. Сегодня, развернув беспрецедентную атаку на цивилизационный мир, ловко используя поддержку западных стран, террористы пытаются навязать свои правила игры. А адекватные меры по противодействию терроризму сталкиваются с закулисными интригами западных держав, жертвами которых оказались многочисленные мирные граждане различных стран. И лучшее тому доказательство – Сирия, которая, несмотря на то, что фактически наша страна спасла ее от распада, продолжает оставаться в тяжелейшем положении. В то же время гарантом единства Сирии продолжается оставаться Россия, придерживаясь курса на сохранение территориальной целостности страны как самостоятельного государства. Это-то и выводит из равновесия наших политических оппонентов.
– Любые идеологические постулаты прорастают и становятся реальной силой, когда они попадают на благодатную почву.
– Дело в том, что этот вопрос решается сегодня не столько в кабинетах чиновников, ответственных за стабильность и безопасность жизни граждан, сколько в реальной повседневной жизни. И это дело не только власти, ученых, экспертов, но и каждого из нас…