Результатом реализации нацпроекта станет суверенитет транспортного машиностроения на базе новых технических решений, разработки и внедрения новых отечественных технологий, а также притока высококвалифицированных кадров в инновационную транспортную отрасль.
И заделы для этого есть. Ведь новые национальные и федеральные проекты верстались исходя не из абстрактных целей, а на основе реалий, демонстрируемых ведущими отраслями отечественной экономики в условиях жестких санкций. Важно, считают разработчики нацпроекта, чтобы у людей были самые широкие возможности для путешествий, деловых и личных поездок, причем с комфортом и по доступным ценам, а у бизнеса – возможности и достаточные средства для более эффективной перевозки грузов. И считают необходимым наращивать собственные компетенции и производственные мощности.
Нацпроект включает четыре федеральных проекта: «Производство самолетов и вертолетов», «Производство судов и судового оборудования», «Производство инновационного транспорта», «Разработка технологий и кадровое обеспечение». Высокие показатели должны обеспечиваться накопительным эффектом за счет набранных темпов в предыдущие годы, традиционного увеличения объемов производства, в том числе исполнения обязательств по ранее заключенным договорам.
Ключевую роль в развитии отраслевого направления обязан сыграть бизнес, выступающий одновременно и как заказчик продукции, и как производитель, и как разработчик технологий. А роль государства заключается в создании условий, необходимых для реализации инновационных проектов, а также в предоставлении мер государственной поддержки, стимулирующих разработку, производство и сбыт готовой продукции. Многие российские предприятия уже выстроили систему совместной работы с учеными и выступают индустриальными партнерами вузов, участвуют в подготовке кадров. При доработке промышленного обеспечения транспортной мобильности установлены целевые показатели, связанные с увеличением использования отечественных судов, включая подготовку кадров, актуализируя образовательные программы, повышая эффективность обучения.
В России решили усилить работу по формированию гражданского флота, способного решать весь объем задач, в том числе обеспечивая вывоз экспортных грузов. И для достижения этой цели в национальном проекте пересматривается в сторону увеличения показатель доли отечественных морских и речных судов по сравнению с иностранными – речь идет о соотношении, которое должно сложиться к 2030 году. Еще одно направление судостроения, которое находится в зоне особого внимания, – производство ледоколов для круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
В новый нацпроект планируется вложить около 6 триллионов рублей, предусматривая в том числе строительство самолётов и судов разных классов и типов, производство электротранспорта, установку зарядных станций для электромобилей, выпуск гибридных автомобилей, электропоездов для высокоскоростных и железнодорожных магистралей. Задачи амбициозные, но готовые к конкуренции со странами, достигшими высоких результатов в промышленном обеспечении транспортной мобильности. И поводов для оптимизма при слаженной работе взаимодействующих производств, работающих по непрерывному циклу в том же транспортном машиностроении, более чем предостаточно, учитывая динамичные темпы развития.
Главой государства поставлена задача – существенно увеличить количество лайнеров отечественного производства. И к 2030 году их доля должна составить не менее половины в парке российских авиакомпаний. Речь идет о широкой линейке самолетов от небольших региональных до широкофюзеляжных, с материалами, бортовым оборудованием, двигателями, комплектующими собственных отечественных разработок.
Весомая роль в развитии и обеспечении транспортной мобильностью нашей страны принадлежит промышленному комплексу. Только за первые пять месяцев рост производства составил восемь процентов. Причем выпуск тепловозов возрос почти в полтора раза, грузовых вагонов – на 40 процентов, автобусов – примерно на двадцать процентов. Но чтобы ускорить создание и внедрение прорывных технологий, важно повысить привлекательность транспортной отрасли для инвестиций и использования механизмов государственно-частного партнерства. Эта задача является базовой. Нужно понимать, что реализация масштабных планов, заложенных в нацпроект, потребует привлечения большого количества квалифицированных специалистов: в течение следующих шести лет общая потребность предприятий составит около 150 тысяч человек, включая почти 75 тысяч сотрудников с высшим образованием.
В Дагестане механизмы новых нацпроектов получают широкое распространение в различных отраслевых направлениях. Что немаловажно подчеркнуть, в столице республики был дан старт масштабной двухдневной стажировке по программе «Федеральная практика», собравшей около трехсот специалистов СКФО. Программа, инициированная и реализуемая Минпромторгом РФ с целью формирования единой промышленной политики, была предназначена для руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере промышленности. И для нашей республики проведение «Федеральной практики» – это хороший опыт в реализации проектной деятельности. Для дагестанских участников «практик» общение с делегацией федеральных органов власти, Ассоциации технопарков и промышленных кластеров оказалось более чем полезным. Основной упор был сделан на реализации новых нацпроектов, таких как «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».
Федеральные эксперты в рамках «практик» озвучили данные по развитию промышленности в СКФО, где зарегистрировано тринадцать индустриальных парков, два технопарка, 90 предприятий, входящих в промышленные кластеры. И при поддержке Фонда развития промышленности уже профинансировано 170 проектов на 62 млрд рублей. Отмечалось, что дагестанская промышленность, переживающая второе рождение, сохраняет позитивные темпы роста. В среднем рост промпроизводства за последние годы составил 12–13 процентов. А отгруженная промышленными предприятиями готовая продукция достигла 98 млрд рублей. И это убедительный аргумент того, что республика вносит достойный вклад в реализацию нацпроектов.