В противовес чуждым представлениям
Условные представления – вот что характеризует современный терроризм, экстремизм как искусственные, навязанные идеологические конструкции. Конструкции, обволакивающие сознание, рождающие фантасмагорические видения, словно психотропные препараты, заставляющие в том числе молодое поколение быть исполнителями чужой воли.
Нельзя сказать, что в яростной идеологической войне мы проигрываем, но и не одерживаем пока верх, в попытке снизить градус накала, минимизировать проявления терроризма, экстремизма, перешедших в иную, виртуальную плоскость. По мнению же экспертов, главная трудность заключается в многообразии все новых форм по обработке сознания. И уже никто не сомневается в том, что борьба, носящая перманентный характер, не прекращается, а только, видоизменяясь, приобретает ярко выраженные черты протестного характера. Разговор на эту тему нашего корреспондента с профессором ДГУ, экспертом, доктором философских наук Омаром Гусейновым оказался обоюдополезным, чтобы разобраться и понять, в чем состоят перекосы, а в чем мы выигрываем, отрывая молодое поколение от страшных явлений, ставших результатом недостаточного внимания к воспитанию молодого поколения, за которое развернулась идеологическая война.
— Омар Меджидович, для вас, зрелого человека, опытного эксперта, должны быть очевидны характерные ошибки в борьбе с терроризмом, экстремизмом, которые, может быть, и не носят явный реакционный характер, но что не означает, что проблемы этой не существует, слишком глубоки корни сложных вопросов, вызывающих опасения своей быстротечностью, необратимостью опасных процессов, грозящих самыми непредсказуемыми последствиями.
— Если мы говорим о нравственном прогрессе общества, развитии личности, то он осуществляется в процессе борьбы добра со злом, добродетели с пороком, что мы и наблюдаем в обыденной жизни. Другое дело, что нравственность исчезает там, где стирается грань между этими понятиями, где их валят в одну кучу, когда человек может позволить себе поступить так, как ему заблагорассудится в той или иной жизненной ситуации, совершенно не считаясь с нормами и правилами, принятыми в обществе. И если нравственность человека люди воспринимают как его непримиримое отношение к пороку, его благородство, бескорыстие, готовность к самопожертвованию во имя правды и утверждения человеческого достоинства, то безнравственность, не признающая границ между добродетелью и пороком и основанная на принципах моральной вседозволенности, обнаруживает себя прежде всего в потере человеком элементарной чести и совести, забвении своего долга перед обществом, людьми, в способности совершать всё и вся ради своих узкокорыстных, эгоистических целей и потребностей.
— Существуют предпосылки для проявления экстремизма, терроризма в условиях, когда нет четко выраженных духовно-нравственных идеалов. Они носят неясный, декларативный характер, что и создает почву для роста негативных проявлений в молодежной среде.
— Экстремизм, терроризм может обнаружить себя во множестве обличий. Как одна из острейших форм его проявлений выступает воинствующий ислам, являющийся составной частью более широкого идеологического течения – салафизма, получившего наибольшее распространение в республиках Северного Кавказа. Представители радикальных течений открыто выступают против сторонников традиционного понимания ислама, обвиняя их в искажении истинной веры. При этом врагами ислама они обвиняют не только традиционалистов, но и всех тех, кто не разделяет их экстремистских взглядов. И «правоту» свою радикалы пытаются отстаивать исключительно силовыми методами, прибегая к экстремизму, терроризму, что ведет к разрушению не только исламского вероучения, его морали, но и всех существующих в обществе общепринятых элементарных требований культуры и нравственности. Любые формы проявления экстремизма дестабилизируют общество, разрушают его мораль, выступая серьезной помехой на пути его как социально-экономического, так и духовно-нравственного развития. И если иметь в виду, что он лежит в основе такого опасного явления, как терроризм, то становится понятным, что современный экстремизм – серьезный вызов всему человечеству, с которым оно должно бороться объединенными усилиями.
— Главные поведенческие мотивировки этих опасных явлений для общества изначально носят вполне благие намерения и цели, что и является западнёй для молодежи с обостренным чувством справедливости, готовой защищать свои права, проповедуя открытую форму противостояния, не задумываясь над тем, что они являются инструментом идеологической борьбы и подталкиваются всевозможными запрещенными в нашей стране экстремистскими организациями, преследующими свои далеко идущие цели по завладению чужими территориями, подтачивающие устои страны.
— Как особый способ поведения экстремизм, терроризм характеризуются тем, что представляют собой мотивированные определенными экстремистскими целями агрессивные, насильственные действия, направленные на разрушение неугодного, неправильного, с точки зрения экстремиста, существующего общества, а следовательно, уничтожения людей, институтов, их олицетворяющих, для создания соответствующего его идеалам «правильного», «праведного» общества.
Основным мотивом, фактором, рождающим такое поведение экстремиста, служит его разочарование обществом, где он не может реализовать свои преступные, аморальные социальные потребности. И поскольку эта «неправильная», «несправедливая», по мнению экстремиста, общественная среда не может исправиться сама по себе, то она, по его убеждению, должна быть перестроена насильственным, агрессивным путем, вплоть до использования самых крайних форм терроризма в отношении всех тех, кто не разделяет его аморальные, антигуманные взгляды. По меткому определению политолога, ученого М. Яхьяева, в самой идеологии экстремизма, терроризма заложено убеждение в том, что социальная среда может быть преобразована только насильственными действиями, что она не может самоисправиться без насильственных действий.
На самом деле экстремисты не брезгуют никакими средствами, не останавливаются ни перед чем в достижении своих целей, включая убийства, пытки, захват заложников, использование смертников, морально-психологическое воздействие на противоборствующую сторону. Это откровенные антиподы общественной и личной морали, которые воспринимаются сегодня цивилизованным человечеством как пережитки эпохи дикости и варварства, прямые инструменты насилия и уничтожения всего того ценного, положительного, что создано людьми за всю многовековую историю.
Вне всяких сомнений, все формы экстремизма, терроризма – политический, этнонациональный, уголовный и особенно псевдорелигиозный, основанный на исламском фундаментализме, – не могут не вызывать острое неприятие со стороны всех здравомыслящих людей.
С такой идеологией не может сегодня мириться человечество, которое остро нуждается в креативном, созидательном потенциале в своем движении вперед. Это необходимо понимать и доводить до сознания молодежи, главного стратегического ресурса, создавая противовес чуждым представлениям, ксенофобии, межнациональной розни, давая решительный отпор, демонстрируя приверженность идеалам своей страны.