Купить PDF-версию
16:45 | 21 ноября, Чт
Махачкала
X

«Зона жизненных интересов»: отвечая на вызовы

Стала ли пандемия лакмусовой бумажкой, поразившей мир непредвиденной бактериологической войной, перед которой оказалось бессильным человечество? А люди сделали ли вывод из страшного урока, испытав настоящее потрясение от невиданных жертв, которым несть числа? Казалось бы, вот повод, чтобы остановиться, задуматься, но, как видно, войны только раздуваются. И Кавказ остается зоной влияния, к которому приковано внимание ближневосточных, западных идеологов, которые, может, и отказались от вооруженного противостояния, но используют виртуальные ресурсы, создавая почву для протестных настроений молодежи, за которую развязалась настоящая война. На эту непростую тему мы беседуем с экспертом-психологом, профессором ДГУ Магомедом ДАЛГАТОВЫМ.

– Магомед Магомедэминович, ситуация в стране и мире меняется так стремительно, что невозможно предугадать, как ляжет карта. И так или иначе на передний план выходят вопросы воспитания подрастающего поколения, создания идентичности «россиянин» в противовес теории управляемого хаоса, терроризму, экстремизму.

– И это вполне обоснованно. Мы сегодня находимся в мировом пекле событий, и создается впечатление, что мир сошел с ума, а агрессивность достигла невероятного накала. Как в таких условиях сохранить традиционные устои государства, уберечь молодое поколение от роковых ошибок? Совсем не случайно поправками, внесенными в Российскую Конституцию, предусмотрены нормы, предусматривающие создание условий для духовно-нравственного развития молодого поколения. Что подразумевается под этим? Мы должны понимать,что в условиях острой политической борьбы должны растить молодежь, способную отвечать на вызовы и брать на себя ответственность за будущее своей страны. И тревожные симптомы, что мы наблюдаем, когда речь идет о малолетних юнцах, творящих вокруг Вечного огня акт вандализма, свидетельствуют о том, что, упуская в малом, мы можем допустить просчеты в большом. На мой взгляд, многое стоит пересмотреть в воспитательной доктрине на школьном этапе, в большей степени уделяя внимание такому предмету, как психология.

Управление эмоциями, совладание со стрессом, развитие коммуникативной и социальной компетентности – все эти навыки повышают не просто безопасность, а позволяют противостоять манипуляциям и социальным рискам, а также той развернутой извне идеологической войне, что принимает неприятный оборот. Очевидно, что такой психологический фактор, как побуждение к терроризму, имеет множество социальных оттенков, в противовес которому необходимо, выстраивая социальные лифты и вовлекая молодое поколение в государственные программы, общественные инициативы, создавать прочный каркас, скрепы, что во все времена сохраняли нашу страну единой и неделимой. Да, нам пришлось столкнуться со многими проблемами в начале 90-х годов, что породило религиозный экстремизм, оказавшийся податливой основой для протестных настроений. И прошло много времени, прежде чем салафизму смог поставить заслон традиционный ислам.

Воспитание молодого поколения должно носить развернутый характер. Это и акция «Бессмертный полк», и ТОКС, патриотических аналогов которых нет нигде

Как мне кажется, и поправки в Российскую Конституцию должны стать тем мощным мобилизационным фактором, который станет реальной силой противодействия террору, ксенофобии, всем тем тотальным, всепроникающим притязаниям однополярного мира, пытающегося завоевать все больше углеводородных территорий, внедрить в сознание молодого поколения миф о гражданине мира, то есть человеке, для которого тождественные истины не более чем химера.

– Можно ли считать, что наша республика преодолела тот опасный барьер, за которым – забвение своих корней, противостояние во имя джихада?

– Как мне представляется, мы находимся на стадии поиска решений проблем экстремизма, терроризма, извлекая горькие уроки из пройденного, пережитого. Но это не означает, что можно быть уверенным в том, что молодое поколение должно оставаться без присмотра. Нет, оно по-прежнему нуждается в поддержке, заботе и внимании, что дает силу и уверенность в том, что оно чувствует биение пульса своей страны, поступь государства с тысячелетней историей. И воспитание гражданственности и патриотизма – это совокупность дисциплин, которые должны участвовать в ежедневной кропотливой работе с молодежью. Знаете, в психологии существует устойчивый термин «ответственность и локус контроля». Так вот, он заключается в специфике восприятия мира и принятия ответственности. Это свойство личности, при котором человек приписывает свои неудачи и победы только внешним или внутренним факторам. И только он отвечает за то, что случается в жизни. Такие люди излишне реагируют на непредвиденные обстоятельства, воспринимая случившееся с настороженностью.

К сожалению, такой психологический инфантилизм порой приводит к тому, что часть молодежи оказывается внушаемой, попадает в беду, подстерегающую ее в интернет-пространстве и превращающую ее в обиженное на весь мир существо. Именно на таких делают ставку идеологи джихада, западные инструкторы. «Локус» прививается искусственно тем, кто заранее без раздумий сдастся, что наиболее выпукло проявлялось в политическом, социально-психологическом состоянии общества, ослабленного многочисленными терактами, проявлением гражданского неповиновения. Поскольку и сегодня Кавказ является «зоной жизненных интересов» и ареной соперничества мировых геополитических конкурентов, то вопросы зрелости как самого общества, так и молодого поколения должны рассматриваться как стратегические, наиболее важные.

Для меня, как для эксперта-психолога, отрадно, что особенностью самосознания современных дагестанцев на фоне расширения идентичности до масштаба общечеловеческих ценностей является сохранение этнорегиональной, общедагестанской, общероссийской идентичностей. А также возрождение родовых, джамаатских ориентаций. Но при формировании общегражданской идентичности значимы не только принадлежность к определенному государству, но и доверие граждан, живущих в территориальных пределах, выполнение взаимных обязательств. Для дагестанцев понятие «я – россиянин» проецируется в самосознание как политическая реальность и как социальный интерес. И отношение к такому сообществу, как «россияне», можно рассматривать как гражданскую идентичность прежде всего потому, что это более широкая общность в многонациональном государстве, что позволяет подняться над узкоэтническими интересами. Но чтобы произошло реальное совмещение государственной и этнической идентичности, государство должно выстроить систему отношений, основанную на взаимопонимании. И для укрепления общероссийской идентичности, ее привлекательности необходимо подкреплять эту ценность символами, представлениями, ассоциирующимися с российскостью, соответствующей интересам, объединяющим народы России. Воспитание молодого поколения должно носить развернутый характер. На мой взгляд, это и акция «Бессмертный полк», и ТОКС, патриотических аналогов которых нет нигде. Такой мощный заряд может и должен стать основанием для создания национальной идеи, объединяющей нашу страну.

Статьи из «Антитеррор»

Главное оружие – наше единство

29
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Эксперты выработают новые предложения

5
Ни один здравомыслящий человек не станет...

Наше «НЕТ» экстремизму

31
Всю страну потрясли события, произошедшие месяц назад в Махачкале и Дербенте: группа...

Нас не сломить!

30
Бой против нелюдей в своем собственном доме дагестанцы приняли с честью и достоинством. А КТО сработала быстро и решительно. Правоохранители остановили призраков,...

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

2
Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и...

Действия при получении сообщения об угрозе террористического акта

8
Сообщение об угрозе террористического акта может поступать несколькими способами. Чаще...

Производная войны

42
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Театр воспитывает

46
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...