Чемпионами не рождаются
С тех самых пор, как открыла для себя Дагестан, как поразил меня в самое сердце Гидатль, моя любовь к этой удивительно гостеприимной земле с каждым годом становится все крепче, тяга к ней все сильнее. Секрет моей любви, стремления во что бы то ни стало приехать сюда и провести летний отпуск, не в великолепии ландшафта, а в душевной красоте и мягкости людей, населяющих этот край.
«Чем тяжелее в ученье, тем легче на ринге и по жизни…»
Бывают люди светлые, как лучик,
Всё озаряют на своём пути,
Своей улыбкой разгоняют тучи.
За ними следом хочется идти…
Ольга Загоруйко
Три счастливых лета провели мы с сыном в самом высокогорном лагере России, расположенном выше селения Мачада Шамильского района, – лагере имени Расула Гамзатова, где довелось познакомиться и общаться с замечательными людьми, опытными наставниками юных спортсменов, наблюдать за их тренировками. Особенно понравилось, как относится к своим воспитанникам и тренируется наравне с ними Игорь Георгиевич – руководитель группы юных боксёров из Махачкалы. Накануне отъезда мы пообщались с ним о буднях тренера и молодых спортсменов, о наиболее эффективной методике боксёрского мастерства. Знакомьтесь: мой собеседник – заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Дагестан, тренер высшей категории, отличник просвещения Российской Федерации, отличник народного образования Республики Дагестан Игорь Пономарев.
– Игорь Георгиевич, вы приезжаете в этот лагерь каждый год. Какое влияние оказывают на юных спортсменов тренировки в горах?
– Как правило, раз в году на две недели приезжаем в этот лагерь и тренируемся в условиях высокогорья. На высоте очень быстро набирается форма, и организм выходит на более высокую степень физической подготовки. Новичок и то набирает. Главное – по возвращении не забрасывать тренировки, чтобы эти полмесяца для спортсмена не прошли напрасно. А тот, кто после лагеря продолжает ежедневные тренировки, дальше растёт, повышает свой уровень. Раньше, с 1997 по 2014 год, мы ездили на сборы в Гуниб. А здесь, в лагере имени Расула Гамзатова, шикарные условия: 1800 метров над уровнем моря. Вчера мы с ребятами поднимались на пик высотой три тысячи метров. Конечно, было тяжело, но каждый подъём здорово тренирует организм.
– Многие знают такую фразу: с боксом дружить – значит правильно жить! А когда вы подружились с этим видом спорта?
– Все началось с того, что в восьмом классе я записался в секцию бокса. До этого занимался борьбой, играл в волейбол. Великих успехов в боксе не добился: мне присвоили первый спортивный разряд и разряд кандидата в мастера спорта, победил на всероссийском турнире. Моими наставниками были замечательные тренеры – Магомед Казимович и Шамиль Казимович Магомедовы.
После армии устроился работать автослесарем и решил продолжить свои тренировки боксом, после работы шёл в свой родной зал, где когда-то занимался. Там понемногу начал давать советы, делиться своим опытом. Особенно прикипел к двум мальчишкам – Руслану и Муслиму Адзиевым, поработал с ними, подготовил к первенству школ. И эти братья заняли первое и второе места. Несказанно был рад этому! Именно тогда и почувствовал вкус тренерства. И ребята, которых я тренировал, начали выигрывать.
– В 2024 году исполнилось сорок лет вашей тренерской работе.
– Да, с 1984 года я в должности тренера. Начинал инструктором по работе с детьми и подростками в обществе «Спартак», затем уже тренером на стадионе «Труд». В обоих местах пришлось изрядно потрудиться над ремонтом помещений, отведённых под зал. Помогали мне в этом родители ребят. Затем пригласили тренировать детей в школе при Министерстве образования Республики Дагестан, где и работаю по сей день.
Один из моих воспитанников Шамиль Темерсултанов выиграл первенство Европы среди юношей. Семь ребят стали мастерами спорта, среди которых Магомед Магомедов, Гилани Кажлаев, Эльдар Билалов, Шамиль Темерсултанов участвовали на чемпионате России, а Арсланали Магомедов – на Кубке России. По разным причинам они не попали на международные соревнования: кому-то не хватило терпения, у другого жизненные обстоятельства так сложились, третьего родители не захотели отпускать. Сейчас ведь спорт требует и финансовых вложений. Не у всех есть возможность ездить за свой счёт.
– Вы сразу видите потенциал у подопечных, будет ли он в ближайшем будущем побеждать?
– Иногда это видно сразу. Порой можешь и не увидеть. Приходит на первое занятие новичок, сразу поражает своей техникой, думаешь, что чемпионом станет, а потом – пшик, и сдулся. У кого-то терпения не хватает, у кого-то трудолюбия. Физиология может быть разная. Кто-то в школьном возрасте раскрывается, а потом затухает, кто-то гадким утёнком походил, подрос и превратился в прекрасного лебедя.
– Какие цели ставите перед ними? На победу настраиваете? Или важнее их физическая подготовка?
– Конечно, настраиваем. Не все становятся чемпионами, но если мальчик пришёл в секцию бокса, он старался, максимум, что он смог сделать, – выйти на ринг. Фанат большого бокса Эрнест Хемингуэй как-то сказал: «Если вы хотите узнать, что такое время, проведите хотя бы один раунд в ринге». Если мальчик на каком-нибудь соревновании не побоялся выйти на ринг, занял или не занял место – неважно, он смог побороть самого себя, свой страх. Есть ребята, которые просто не выходят на ринг, боятся.
– Некоторые очень тяжело переносят поражения. В этом случае тренеру надо быть и психологом.
– Конечно, ведь все по-разному реагируют. Самолюбие, жажда победы – хорошие качества. К примеру, мальчик был настроен победить, но после первого же раунда проиграл, заплакал. Приходится успокаивать, объяснять, что выйти на ринг – уже хорошо, просто соперник сегодня оказался более подготовленным.
– Мохамед Али сказал: «Самый трудный поединок – это когда за счастье приходится бороться с ленью». А как боретесь с ленью своих подопечных вы?
– Я, наверное, не борюсь. Просто стараюсь объяснить им, показать на собственном примере. Дети же разные: для некоторых достаточно одного слова, а кого-то надо заставлять и не раз; бывает, что необходимо и тормознуть.
– Как приучаете детей к дисциплине?
– Мне везёт, наверное. У меня все дисциплинированные (смеётся). Просто объяснить им, что хорошо, что плохо, побольше общаться. Особенно нужна дисциплина в лагерной обстановке. Здесь всё надо делать самим. Пацаны понимают. Общежитские условия тоже закаляют.
– Вы наравне с детьми бегаете. Стараетесь поддерживать спортивную форму?
– Стараюсь, хотя с каждым годом становится трудней. Ещё на старте тренерской работы, в 22—23 года, с ребятами бегал, подбегал обратно и подгонял отставших. И так несколько раз за пробежку. Потом ребята уже выросли, они впереди, сейчас я не могу угнаться за ними.
– Насколько справедливо для бокса выражение: тяжело в ученье – легко в бою?
Полностью согласен. Это универсальное выражение. Чем тяжелее в ученье, тем легче на ринге и по жизни. Плюс испытываешь моральное удовлетворение, особенно когда приложил максимум стараний, когда труд даёт результат.
– Некоторые тренеры интересуются оценками своих подопечных. Вам это присуще?
– Да, разговариваю с ними. Сейчас образование оставляет желать лучшего, порой ребята не знают элементарных вещей. Часто им говорю: постоянно учитесь, читайте книги, хотя бы про бокс. Я раньше на сборы всегда привозил с собой несколько книг. Кто-то из ребят берет, страницу прочитает, быстро устанет, дальше не хочется! Очень часто бывает, что из-за двоек родители ребят не отпускают на тренировки. Потом я таким говорю: вот видишь, надо учиться, хотя бы из-за бокса! Бывает, что дневники проверяю.
– А правда ли что тренер пытается вложить в ученика то, чего он не добился?
– Да, правда. Сам вот знаменитым спортсменом не стал, но хочу, чтобы они стали великими. Конечно, хочется, чтобы они достигли как можно больших успехов. Случается, что некоторые ревнуют, когда ученик поднимается. Для меня же победа ученика всегда большая радость.
– Что недопустимо в тренерской работе?
– Наверное, несправедливость. Если ты будешь справедлив, каким бы строгим, жёстким ты ни был, дети это поймут и примут твою строгость.
– Всем ли подходит бокс?
– Не подходит тем, у кого нет бойцовских качеств, внутреннего стержня. Это не значит, что они плохие. Здесь нужно ещё умение перетерпеть, желание подраться. Бокс – такой вид спорта, где может реализовать себя любой, если брать комплекцию: и низкорослый, и коренастый, и высокий, и худощавый. Просто у каждого стиль бокса будет немножко другой, каждый будет по-своему боксировать. Этим бокс и интересен. Худой, если правильно применит тактику боя, может победить крупного соперника. То же самое и малорослый – высоченного может повалить. В боксе важна не только сила рук, мышц, нужны и ум, и смекалка. Считаю, что правильная тактика – половина победы.
– Идеальный возраст для начала занятий боксом?
– На этот счёт существуют разные мнения. Сам я мальчиков младше 12 лет не беру. Когда приходят с 8-летними детьми, советую им пару-тройку лет потерпеть. Считаю, что на бокс надо идти, когда уже позанимался разными видами спорта. Сперва на игровые (волейбол, футбол, баскетбол), на борьбу, дзюдо походи. Есть такие, кто элементарно не умеет бегать. Научись выносливости, отжимания поделай, гимнастикой позанимайся. Когда уже всё попробовал, приходи на бокс лет в 12—13! Здесь тоже попробуй, а затем определись.
В этой ситуации многие родители допускают ошибку: например, отец занимался борьбой и ведёт сына в эту же секцию, хотя сын не борец от природы. Он может быть хорошим легкоатлетом, искусным футболистом, а его тащат на борьбу. В результате у него потом ни борьбы, ничего нет. Я бы посоветовал сперва до школы поводить мальчиков на гимнастику, с 8 лет – на лёгкую атлетику, затем год-другой на борьбу, затем на дзюдо и только в 12—13 лет приводить на бокс. Пусть всё попробуют и решат, что у него лучше получается, где горит желанием заниматься.
Идеальный возраст – 12 лет. Раньше, в советское время, у меня было пособие, изданное в 60-е годы, так вот в этой книге чёрным по белому прописано: группа начальной подготовки или первый год обучения боксу с 14 лет!
– Насколько бокс травмоопасен?
– Любой вид спорта травмоопасен. По статистике бокс по травмоопасности стоит где-то на пятом месте. Когда сам занимался спортом, бывало, палец выбивал, где-то потянул связки кисти, трещина пальца была. Случается, и нос разбивают. Не обходится и без нокаутов, нокдаунов. Мы в жизни все пропускаем удары. Бокс как раз учит держать удар, умению защищаться и защищать.
– Семья у вас спортивная?
– Моя жена Гюльнара работает в школе преподавателем истории, когда-то занималась баскетболом. А вот детей не получилось приучить, да и не было сильного желания. Старшую Джамилю в 8-летнем возрасте привёл в секцию лёгкой атлетики и тренеру сказал: не нужно мне великих чемпионов, пусть прыгает, бегает и всё. Она сейчас уже учится на третьем курсе факультета иностранных языков ДГУ. Средняя дочь Диана учится в 11 классе, готовится к ЕГЭ, в будущем хочет посвятить себя программированию. Младшая Алия – во втором классе, занимается гимнастикой. Дочерей стараюсь воспитывать в исламе, как суждено – так все и будет, на все воля Всевышнего.
– Как вы пришли в ислам?
– Во-первых, я всегда верил в Бога. Он всегда мне помогает. У меня был строгий папа, когда в школе учился, бывало, в дневнике напишут что-нибудь, и я молился, чтобы отец не узнал, – раз, и как-то проносило. Когда уже работал тренером, мой подопечный выиграл первенство России. Несмотря на победу, по непонятным до сих пор мне причинам его отстранили от участия в Первенстве Европы. Это было на сборах во Владимире, и я начал каждый день ходить в храм, ставил свечки, молился, по-своему просил Бога. И ситуация в корне поменялась: мой воспитанник поехал на соревнования! Видно, мои молитвы были не напрасны. Всевышний услышал. И в итоге я всё-таки пришёл к тому, что истина именно здесь – в исламе. Альхамдуллилях, Аллах наставил на истинный путь.
– Вы просите в дуа за подопечных?
– Конечно, удачи, сил прошу. И ребята не отстают: вот на первенстве России мальчик раз отошёл перед боем за кулисы, смотрю, в перчатках делает дуа. Без воли Всевышнего ничего не происходит.
– Не все знают, что Микки Рурк не только актёр, но и профессиональный боксёр. «Бокс – серьёзная часть моей жизни. Он научил меня и уважению, и настойчивости, и терпению, и концентрации. Всему, что я теперь использую на площадке», — подметил он в одном из интервью. Наверное, у ваших ребят то же самое?
– Бокс многому учит. Это не жестокость, но иногда надо просто проявлять характер, надо преодолевать своего соперника. Мы же учим, как в боксе держать удар. И в жизни так же: ты пропускаешь, тебя свалили с ног, может быть, несправедливо, что-то не получилось. Но важно уметь подняться и идти дальше.
– Общаетесь с бывшими воспитанниками?
– Конечно, они даже помогают. Один из воспитанников занимается бизнесом, связанным с освещением. Он помог нам со световым оборудованием, лампами для нашего зала. Некоторые приходят в зал и даже занимаются.
– В Дагестане бокс менее популярен, чем вольная борьба. С чем это связано?
– Не каждый родитель может приобрести снаряжение для этого вида спорта, а это помимо шлема, перчаток и формы еще и бандаж, бинты, капа, боксёрки, которые стоят недешево. Если выступаешь на соревнованиях, например на первенстве города, всё уже должно быть ещё лучшего качества.
– Поделитесь секретами тренерского мастерства.
– Главный секрет — в постоянстве: избегать больших перерывов в тренировках. Спортсмен должен давать себе какую-либо нагрузку ежедневно, только по-разному и грамотно: в какой-то день должна быть лёгкая нагрузка, на другой – уже посерьёзней, на третий – дать возможность организму восстановиться, отдохнуть, поэтому мы по четвергам со старшими ребятами ходим в баню: смена температур, парилка тоже тренировка.
Часто играем с ребятами в футбол, баскетбол, это тоже закаляет! Получается, что мы три раза в неделю работаем в зале, один день посвящаем бегу (порой лёгким бегом пробежим, в иной раз с рывками, с серьёзными нагрузками). В субботу – тренировка по желанию, пропустивший же её многое теряет. Так как в этот день с каждым из них тренируюсь индивидуально, на лапах. Некоторые спортсмены деньги платят, чтобы на лапах с тренером поработать. А у меня это совершенно бесплатно, это тренерский процесс.
То есть тренировочный процесс должен грамотно строиться. Ещё в начале моей карьеры в Махачкалу приехал тренер сборной России по боксу Артем Александрович Лавров (кстати, он какое-то время тренировал и сборную Турции) и провёл молодёжный семинар. Слушая тогда его выступление, я понял, что мы мыслим и действуем с ним одинаково. Вот его спросили: как можно тренироваться два раза в день, это же колоссальная нагрузка на организм ?! Он им в ответ: «Запомните, два раза в день должен заниматься каждый спортсмен, иначе он не будет расти! Только при такой нагрузке он сможет стать и кандидатом в мастера спорта, и впоследствии мастером спорта».
Просто надо подходить к этому процессу грамотно. Всегда напоминаю ребятам, что должны они утром пораньше встать, 40—50 минут уделить разминке – если есть возможность, выйти во двор, сделать зарядку, в общем, перед школой привести себя в тонус. А вечером уже приходишь в зал, тренируешься с тренером. И так закрепляется привычка получать нагрузку два раза в день.
– Ваша интересная методика и многолетний опыт могут послужить серьёзным подспорьем для написания диссертации. Вы не задумывались об этом?
– Когда-то меня звали в науку. После успешной защиты дипломной работы и сдачи госэкзаменов в Краснодарском государственном институте физической культуры меня просили остаться в вузе, поступить в аспирантуру. От научной деятельности тогда отказался, так как больше всего мне нравится тренировать, учить, и детей я люблю! Никогда не сожалел, что связал свою жизнь со спортом, с наставничеством. Особенно радуюсь, когда дети стараются. Они у меня все хорошие, трудолюбивые!
– Игорь Георгиевич, благодарю вас за искренние и интересные ответы, за теплоту и любовь к детям, верность профессии. Пусть ваши упорство и старания всегда приносят плоды, пусть ваши подопечные продолжают радовать новыми достижениями, яркими победами. До новых встреч!