Медаль без срока давности
Прошел ровно год с момента, как Международный олимпийский комитет (МОК) обнародовал на своем официальном сайте имена спортсменов, подвергшихся дисквалификации за употребление допинга на Олимпийских играх-2008 в Пекине. Тогда, напомним, под санкции в числе других попал борец вольного стиля Артур Таймазов (120 кг).
Отмечалось, что в результате дисквалификации его золотая медаль перейдет Бахтияру Ахмедову (на снимке), который уступил Таймазову в финальной схватке. И вот недавно стало известно, что Спортивный арбитражный суд в Лозанне отклонил очередную апелляцию осетинского легионера сборной Узбекистана, и после всех формальных юридических процедур высшая олимпийская награда действительно будет передана подопечному заслуженного тренера страны Иманмурзы Алиева. За комментариями мы обратились к отцу нашего спортсмена Шихабудину Ахмедову.
— Шихабудин Расулович, хотелось бы прояснить ситуацию и получить информацию, что называется, из первых уст.
— О том, что решение МОК принято и медаль в супертяжелой весовой категории должна перейти России и конкретно Бахтияру, думаю, знают уже все любители борьбы. Следующий шаг – за узбекской стороной, за борцом, который представлял эту страну на Олимпиаде.
— Получается, в полку дагестанских олимпиоников прибыло?
— Да, так и есть. Конечно, приятно, но хочу при этом сказать, что мы никогда не злорадствовали по поводу чужих неприятностей, неудач – такая медаль нам тоже не нужна. Я присутствовал на той финальной схватке, и как человек, разбирающийся в спорте, считаю, что тогда Бахтияр на самом деле провел поединок в очень высоком темпе и выглядел достойно на фоне более опытного и именитого соперника.
— А когда ориентировочно состоится вручение медали?
— Ясности пока нет, хотя времени уже прошло немало. Тут имеет место и человеческий фактор: кто-то может вернуть медаль, кто-то нет. Если медаль не возвращается, то российская сторона должна заказать новую. К сожалению, некоторые чиновники проявляют инертность в данном вопросе. Хотя, казалось бы, в такой ситуации нужно задействовать все рычаги, ведь медаль не забирают у России, как было до этого, а, наоборот, отдают. В первую очередь в этом должны быть заинтересованы в Олимпийском комитете России, Минспорта республики, ну и Федерации спортивной борьбы нужно проявить активность, принять соответствующие меры. Дело ведь не в самой медали, а в том, что решение официально обнародовано МОК. И делать вид, что ничего не произошло, с моей точки зрения, неправильно, потому что каждый спортсмен своими результатами на международной арене поднимает авторитет, имидж республики, прославляет свою страну.
— Многих смущает тот факт, что у Таймазова был аннулирован именно пекинский результат, мол, какой смысл прибегать к запрещенным препаратам, если медали, завоеванные им до и после, не вызывают сомнений.
— В этом вопросе пусть опять же разбираются представители МОК, сам спортсмен и страна, под флагом которой он выступал на Играх. Я со своей стороны всегда был за объективность, за честность в спорте. Каждый из ребят, каким бы видом спорта ни занимался, посвящает любимому делу всю свою жизнь, проливает литры пота.
Во время нашей беседы к разговору присоединился и сам новоиспеченный олимпийский чемпион.
— Бахтияр, хорошо помню, как после пекинской Олимпиады вы приходили к нам в редакцию и очень уважительно отзывались о сопернике по финалу. Сама ситуация, как вы очень точно охарактеризовали, неловкая, как ни крути, испытываешь двоякие эмоции. Сейчас, по прошествии времени, ощущения те же?
— На самом деле неловкость была связана не с тем, как Всевышний распорядился олимпийским золотом, а с тем фактом, что у нас с Артуром Таймазовым приятельские взаимоотношения. В любом случае приятно, что эта медаль приедет в мою страну, на мою малую родину. Как и все сверстники, я с детства грезил об олимпийском золоте.
— От кого вы впервые узнали, что результаты Игр могут быть пересмотрены?
— От ваших коллег, разумеется. Ну и в спортивной среде информация довольно быстро распространяется.
— Знаю, что вы частенько заглядываете в родной динамовский зал, продолжаете тренироваться. В вашем дивизионе спортсмены долго выступают на высоком уровне. Не жалеете, что слишком рано повесили борцовки на гвоздь?
— Я посвятил этому спорту более 15 лет. Все время в одном темпе – от сборов к сборам, от соревнований к соревнованиям – очень непросто, плюс сказывались травмы. Этим и было обусловлено мое решение.
— Есть такая традиция: все олимпийцы кому-то посвящают свою золотую медаль.
— Изначально хотел посвятить ее и сейчас посвящаю нашему земляку, меценату Сулейману Керимову. Он многое сделал для развития спорта в целом и борьбы, в частности. И мы, спортсмены, очень сильно ощущали его поддержку, ни в чем не нуждались.