Оригинальным быть непросто
Представьте, что вы путешествуете по городам мира, посещаете самые красивые стадионы, вживую смотрите матчи с яркой вывеской, беседуете с именитыми спортсменами и… получаете за это зарплату. Что может быть круче, как провести время со Стивеном Джеррардом в Ливерпуле, забросать вопросами Александра Кержакова или отобедать с Николаем Валуевым в центре Махачкалы?
Вы бы отказались от такой работы? Сомневаюсь. Но тем не менее у каждой профессии наряду с приятными бонусами есть и, как говорится, другая сторона медали. Об этом и многом другом накануне Международного дня спортивного журналиста мы говорили с коллегой, одним из ярких представителей дагестанской спортивной журналистики Магомедом Батыровым (на снимке).
Газету «Советский спорт» его мама Патимат, работавшая почтальоном в махачкалинском отделении связи №26, всегда приносила домой для сына Магомеда. С самого детства ему нравилось смотреть футбол вместе с друзьями, и уже тогда он понимал, что свяжет жизнь со спортом и журналистикой.
– К мысли, что хочу быть спортивным журналистом, я пришел во время службы в армии. А там единственным источником спортивных новостей было радио. Пропустить новости первого дивизиона я не мог, ведь в 1999 году «Анжи» перешел в высшую лигу, – рассказывает Магомед. – Вот и приходилось с сослуживцами ловить нужную радиоволну, а на сборах это было довольно тяжело сделать.
– Какой была спортивная журналистика на заре вашей карьеры?
– Еще в армии я почувствовал на себе, как потребителе, насколько людям необходимо своевременно получать качественные спортивные новости. Я понимал, что нужно совершенствоваться и не писать набившими оскомину штампами. Когда пришел в журналистику, коллеги пользовались стационарными телефонами и набирали тексты на печатных машинках. Добывать информацию было сложно. Сейчас все стало доступнее, а журналисты, к сожалению, ленивее.
Еще в юном возрасте мечтал работать на ТВ, но смущался камеры. Вроде бы стоишь и разговариваешь, но как только перед тобой появляется объектив – в голове пустота, в горле ком. Когда работал на радио и телевидении, думал, что в печатных изданиях работать в разы легче. Сегодня понимаю: было легче на ТВ – снял, смонтировал, и всё. Хотя везде свои нюансы. Но мне работать в газете все-таки удобнее и интереснее.
– Все мы учимся у лучших. А с кого вы брали пример?
– Конечно же, это Магомед Канаев и Арип Аримов. Так получилось, что я повторяю профессиональный путь Магомеда Канаева: он начинал на радио, потом перешел на ТВ и затем работал в газете. Должен сказать, что дагестанское сообщество спортивных журналистов – сильная команда, в ней все друг друга знают, помогают, и это чувствуется всегда. Поддержка есть и от Минспорта РД. Сейчас много молодых, «наглых» и «борзых», журналистов. Молодое поколение хорошо разбирается в теме, они разносторонне развиты, и это радует.
– А какое интервью вам запомнилось особо?
– Больше суток понадобилось, чтобы взять интервью у чемпиона мира по боксу Николая Валуева, приехавшего в Махачкалу в 2006 г. на открытие памятника Петру I. На мой утренний звонок его менеджер ответил, что они на деловой встрече и освободятся только через два часа. Перезвонил в обозначенное время, но, увы… Названивал ему в течение дня, однако встретиться так и не удалось. Идея увидеться и поговорить утром за завтраком также не увенчалась успехом. В итоге беседа состоялась на следующий день после встречи с руководством республики. Интервью было содержательным, вопросы боксер слушал с большим интересом и обстоятельно отвечал на них. Да, я потерял много времени, но тогда понял, что важным качеством журналиста является стремление к достижению поставленной задачи, а редакционное задание нужно исполнять в срок.
Вспоминаю с улыбкой интервью с одним из лучших игроков сборной России по футболу Александром Кержаковым. Я, тогда еще неопытный спортивный тележурналист, вытянув по инерции микрофон, произнес: «Дагестанское телевидение», – идущему навстречу футболисту, мысленно готовясь к тому, что он пройдет мимо. Каково же было мое удивление, когда Кержаков сказал: «Да, я вас слушаю». Он удивил доброжелательностью и минут 20 отвечал на мои вопросы.
В разряд особых можно отнести беседу и с Хабибом Нурмагомедовым. Когда впервые брал у него интервью, то не понимал принципиальной разницы между ММА и UFC: для меня это были бои без правил. Беседа с именитым спортсменом подвигла на то, что я стал глубже изучать это спортивное направление. Коллеги в шутку упрекали, что я слишком много внимания уделяю боям без правил. Но ММА набирал такую популярность с появлением Хабиба, что было бы непростительно оставить читателей (к слову сказать, заполняющих арены до отказа) без свежих новостей.
Обратил внимание, что чем круче спортсмен, тем он проще. Я вместе с «Анжи» побывал во многих городах Европы и, честно говоря, не знаю, чему больше радуюсь – спорту или путешествию. Имел однажды счастье полететь с болельщиками «Анжи» в Ливерпуль. Коллега попросила взять автограф у игроков «Ливерпуля», ее сын – ярый фанат этой команды. Английским я не владею, поэтому просьбу объяснял на языке жестов. Когда игроки «Ливерпуля» выходили по одному, то проблем не было, но тут шли сразу три футболиста, крайним из которых был Стивен Джеррард. Легенда «Ливерпуля», пока ребята его клуба расписывались, терпеливо ждал очереди, успокаивая меня словами: «No рroblem».
– Журналистика, в особенности спортивная, для личной жизни оставляет мало времени, ведь обычно все матчи проходят в выходные дни. Как семья относится к такому режиму работы?
– Журналистика – не просто профессия, это часть моей жизни. Спортивную журналистику можно отнести к тому же спорту, где нельзя победить раз и навсегда. Каждый раз нужно выдавать что-то новое, а сейчас быть оригинальным непросто. Семья знает, чем я занимаюсь, и подстраивается под график. Порой беру с собой дочь на футбол, но однозначно не могу сказать, нравится ей эта игра или нет.
– Спортивный комментатор Василий Уткин говорит: «Журналистике нужно учиться на практике». Насколько, по-вашему, необходимо спортивному журналисту специальное образование?
– Базовые теоретические знания важны, но и без практики – никуда. Одно без другого немыслимо. Когда чувствую пробелы в некоторых вопросах, обращаюсь к специализированной литературе. Начинающему спортивному обозревателю советую больше узнавать, глубоко изучать свою тему, ведь журналист обязан разбираться в ней лучше обывателя.