— Мадина Магомедовна, как вы пришли в легкую атлетику?
— Всерьез заниматься ею я стала с 3-го класса, а вскоре посвятила себя волейболу и фехтованию и уже в 17 лет была мастером спорта.
— Тогда условия для тренировок были хорошие?
— Как раз наоборот. Тогда в Махачкале для тренировок легкоатлетов специального места не было, и мы тренировались где придется – на асфальте, летом – на пляже, на сборах в других городах, выступая за добровольное спортивное общество «Урожай». Это сейчас есть великолепный стадион «Труд», где созданы все условия для занятий.
— Каков ваш лучший результат прыжка в длину?
— 6 метров 5 сантиметров. Для сравнения скажу, рекорд нашей землячки, моей тезки Мадины Магомедовой – 6 метров 52 сантиметра, еще не побит. Она — единственный мастер спорта в Дагестане по прыжкам в длину с разбега. Сейчас эта спортсменка живет в Москве. А в целом в России в прыжках в длину нет равных Галине Чистяковой. Свой рекорд она поставила в 1988 году, прыгнув на 7 метров 52 сантиметра. С тех пор этот рекорд никто не побил.
— А сколько в длину в среднем прыгает рядовой спортсмен?
— Отмечу лишь, что сейчас таких показателей, которые назвала выше, нет, как и нет мастеров спорта по прыжкам в длину. Спортсмены, пробующие себя в прыжках в длину, дотягивают только до первого юношеского разряда. Но неплохо, например, прыгают спортсмены из Дербента, их результат — до 7 метров. А в то время, когда тренировалась я, рекорд тренера Владимира Шабанова составлял 8 метров 11 сантиметров. Для сравнения: рекорд мира, который до сих пор держится, — 8 метров 95 сантиметров у американца Майкла Пауэлла. Дело в том, что у спортсменов из Дербента хорошая база для занятий легкой атлетикой. В Махачкале ставку больше делают на единоборства, к тому же сейчас, например, футбол в моде, а в Дербенте, наоборот: там поддерживают легкую атлетику.
— А как насчет показателей среди спортсменок?
— У них слабые результаты, в основном девушки не прыгают дальше 5 м 70 см.
— Почему раньше прыгали лучше, чем сейчас?
— В основном сейчас в легкой атлетике – бегуны, а занимающихся исключительно техническими видами спорта, как, например, прыжками в длину, очень мало. В Махачкале это, возможно, связано с тем, что раньше среди тренеров было много классических прыгунов, а сегодня они все разъехались. Например, уехали уже упоминавшийся мною Владимир Шабанов, Виктор Горлов, кстати, мой тренер, Сергей Ткачев, Александр Матяш. Из старой гвардии в основном остались спринтеры, то есть те, кто задействован в беге. Почему я занимаюсь прыжками? Потому что мой вид – женское семиборье, в которое входят прыжки в длину, бег на 200 и 800 метров, бег с барьерами, прыжки в высоту, толкание ядра, метание копья.
Раньше многоборцев готовили из прыгунов, метателей и спринтеров, это был популярный вид. Сейчас изменился менталитет детей. Гаджеты, компьютеры стали властителями дум подростков, и сейчас им не до спорта. А если и идут в спорт, то в основном в футбол и единоборства, так как там серьезные денежные вознаграждения, экипировка. У нас же призовой фонд элементарный – грамота и медаль. В мое время были недорогие призы, но было приятно. Хотя и тогда мы с трудом выбивали деньги на соревнования, у нас были спонсоры. Сейчас заинтересованности нет.
Но как бы то ни было, легкую атлетику будем поднимать. У нас, как я сказала, и условий до недавнего времени в Махачкале не было. А сейчас в секторе, что разбит на стадионе «Труд», могут идти тренировки по всем прыжковым видам, включая тройной прыжок.
— Значит, помимо прыжка с разбега в длину, вы обучаете и тройному прыжку?
— Нет. В этой дисциплине идет большая нагрузка на колени, и дети не готовы к этому. Мой тренер на этот счет шутил: «Когда уйдешь на пенсию, тогда и будешь прыгать тройной». Более того, сначала нужно готовить просто прыгунов. Если есть хорошие показатели, то можно думать и о тройном прыжке. Среди дагестанских спортсменов прошлого лучший результат в тройном прыжке у Сергея Ткачева (17 метров 5 сантиметров). Для сравнения: мировой рекорд у американца Джонатана Эрвардса – 18 метров 29 сантиметров. Преимущество такого результата — в хорошем разбеге.
— Мадина Магомедовна, а играет ли роль в прыжках в длину рост, то есть чем выше человек, тем дальше он прыгнет?
— В прыжках в длину рост не имеет такого значения, как в прыжках в высоту, особенно техникой фосбери-флоп, который позволяет атлетам преодолевать планку, используя понижение центра тяжести тела. Чтобы заниматься этой дисциплиной, нужны маты, как в секторе для прыжков с шестом. Женский рекорд в этой дисциплине в Дагестане принадлежит Светлане Лапиной, взявшей 2 метра. Она была участницей Олимпийских игр в Сиднее.
— Вы работаете тренером и, наверное, знаете, много ли ребят проявляют интерес к прыжкам?
— Стадион реконструирован недавно, поэтому мы только начинаем работать в этом направлении. В числе моих учениц – Адига Исмаилова (на снимке), у девочки неплохие задатки для прыжков, и скорость хорошая, все это надо развивать. Она не так давно тренируется, учится в школе №5. И в школе, и здесь приходится выкладываться, но она старается, и если будет продолжать так и впредь, то у нее будут хорошие результаты.
Вообще, когда приходит ребенок, по нему сразу видно, к какой легкоатлетической дисциплине он больше подходит – к бегу или прыжкам. Скажу о себе. В 4-м классе увидела барьеры в первый раз и в них, что называется, влюбилась. Сначала выходило коряво, все смеялись, но потом у меня стало получаться. И вот 15 лет я отдала бегу с барьерами. Надо, чтобы дети отрывались от компьютеров и приходили на стадион.
— Вы посвятили свою жизнь легкой атлетике. Что можете сказать об этом виде спорта? Легко ли он вам дался? И что пожелаете тем, кто решает связать с ним свою судьбу.
— Легкая атлетика хотя и называется легкой, но по существу она тяжелее тяжелой, так как без целеустремленности и полной самоотдачи на тренировках и соревнованиях в ней не добиться ничего. Что касается прыжков с разбега, которым была посвящена наша беседа, то прежде, чем ими заниматься, надо развить мышцы. Дети осваивают этот вид спорта постепенно.
Легкая атлетика – это такой вид спорта, который необходим каждому человеку. В нем 24 мужские олимпийские дисциплины и 23 – женские. Бег способствует укреплению здоровья, мышц сердца, сжиганию жиров, нормализации работы легких. Но это на уровне любительском, то есть пока тренируешься для себя. А если стремишься покорить олимпийские высоты, то придется потратить здоровье, но в принципе об этом знает каждый спортсмен.