Удобно и с пользой для здоровья
31 мая отмечали День рождения велосипедного спорта. История праздника такова: в этот день в 1868 году в пригороде Парижа провели первую гонку на двухколёсных велосипедах. Дистанция велозаезда составила 2 километра.
Доказано, что регулярная физическая активность умеренной интенсивности, такая, как езда на велосипеде, имеет значительные преимущества для здоровья. Для городского сектора слабо развитых стран, жители которых не могут позволить себе частные транспортные средства, езда на велосипеде становится устойчивым видом передвижения, использование которого помогает в снижении риска сердечно-сосудистых заболеваний, некоторых видов рака, диабета…
Официально годом рождения велосипеда считается 1817-й, когда немецкий барон Карл Дрез оформил патент на Laufmaschine (нем. машина для пробежек). Педалей эта модель не имела: чтобы передвигаться, нужно было отталкиваться ногами. По сути это был самокат (сейчас такие средства передвижения называются беговелами), который в 1818 году усовершенствовал англичанин Денис Джонсон, назвав его dandy horse (англ. лошадь для денди), и стал успешно продавать. В 1830 году шотландец Томас Макколл создал модель, у которой заднее колесо было больше переднего. Спустя 9 лет его соотечественник Киркпатрик Макмиллан разработал первый педальный привод с возвратно-поступательным движением.
Впоследствии были изобретены и добавлены резиновые шины. Это были пустотелые шины, защищённые кожаным чехлом: они эффективно сглаживали неровности дорог, но в итоге оказались дорогими и дефицитными. Позже появились цельнолитые шины из вулканизированной резины. Дальнейшая модернизация коснулась появления педалей на переднем колесе. В 1868 году англичанин Каупер Эдуард Альфред создал колесо со спицами и шиной из резины, а следом появились большеколесные велосипеды, получившие имя penny-farting (по названию английских монет: пенни и фартинг). На втулке «пенни» – большого переднего колеса – были педали, а седло ездока находилось почти прямо сверху от них.
Чтобы увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот, изобретатели взращивали диаметр ведущего колеса настолько, насколько позволяла длина ног ездока. Также инженеры старались уменьшить вес конструкции, чтобы увеличить надёжность узлов. В 1872 году немец Фридрих Фишер по патенту Жюля Сюрирейема начал производство стальных шарикоподшипников, а в 1876-м англичане Харрисон и Броувет получили патент на суппортные тормоза. Их соотечественники Филлот и Скотт в 1878 году изобрели планетарный механизм для переключения скоростей, а Генри Джон Лоусон – цепную передачу. Так появились бисиклеты. Современные очертания и привычные нам пропорции велосипед приобрёл с появлением в 1884 году ровера (англ. rover – скиталец, бродяга), созданного Джоном Кемпом Старли.
Лет десять тому назад мне довелось поездить на велосипеде по дорогам Австрии. Дело было так. Гостиница, в которой я проживал, предоставляла бесплатно велосипеды. И ты мог пользоваться им в любое время. Удобно, но к австрийским дорогам, а если быть точнее – горным, нужно было привыкнуть. Неопытный ездок легко мог упасть, перевернуться и получить увечья, как это произошло с нашим коллегой Мурадом Абдулмукминовым. В результате – сломанная ключица. Автор этих строк тоже едва не улетел в кювет, когда набрал приличную скорость, спускаясь по крутой дорожке. Но обошлось.
Впрочем не хочется завершать статью на минорной ноте. В большей степени катание на велосипеде – это огромное удовольствие и польза для здоровья.
Для Амстердама, Копенгагена, Берлина и других европейских городов велосипед стал привычным видом транспорта наравне с автомобилями, автобусами и трамваями. До четверти городских жителей Европы постоянно используют велосипед для деловых поездок. У нас же его пока не рассматривают как транспорт для поездок на работу или учёбу. Но в последние годы Махачкала стала, что называется, обрастать велосипедами. Жители города пользуются ими охотнее прежнего. Конечно, есть некоторые неудобства ввиду отсутствия специальных велосипедных дорожек, но это тема для отдельного разговора.