На самом деле история будничная. Неолимпийцы, да и те ребята, которые выступают, скажем так, не в базовых для республики видах (не всем ведь суждено преуспеть в единоборствах), нередко сталкивались и продолжают сталкиваться с проблемами организационного плана, предоставлены по большому счету сами себе. Хотя все мысли спортсмена должны быть связаны исключительно с соревновательной частью, финансовый и прочие аспекты – не его головная боль. По идее так, но на деле…
Вспомним Мансура Исаева, дзюдоиста, о котором весь мир узнал после Олимпиады в Лондоне (2012). А какой город он представлял на основных соревнованиях четырехлетия? Правильно: Челябинск. У молодого человека был потенциал, перспективы для дальнейшего роста, однако здесь для него не сумели создать необходимые условия. В подобных ситуациях наши спортивные кадры оказываются вынуждены уезжать на вольные хлеба в другие регионы, страны, их переманивают туда солидными контрактами. И винить в этом «легионеров» сложно – век спортсмена короткий. В случае с Исаевым мы опять же говорим о дзюдо, олимпийской дисциплине. А что делать тогда остальным? Им тем более ловить нечего.
В своем материале коллега обратил внимание и на такой момент: «В 70–80-х годах прошлого века Дагестан считался краем, где военно-прикладные и технические виды спорта находились в большом почете, были очень популярны и имели широкое распространение».
Добавлю: не только военно-прикладные и технические. Хорошо помню, как, встречаясь в разные годы с энтузиастами спортивно-массового движения и расспрашивая их о текущем положении дел в легкой атлетике, велоспорте, акробатике, гимнастике, всякий раз слышал в ответ: «К сожалению, с распадом СССР нас перестали поддерживать, всё ушло в небытие».
Аминулла Рабаданов, на протяжении 15 лет работавший председателем спорткомитета республики, рассказывал мне, что в советский период были мощные профсоюзные спортивные общества, такие, как «Буревестник», «Труд», «Урожай», «Спартак», и на подготовку спортивного резерва, на подготовку сети детских спортивных школ они расходовали огромные деньги. Эти добровольные объединения содержали ДЮСШ практически во всех городах. Сеть спортшкол в системе различных спортивных ведомств в Дагестане работала как часы. Кроме того, именно спортобщества, а не спорткомитет ежегодно проводили множество самых интересных соревнований. Для примера: в Дербенте дважды проходил чемпионат страны по стрельбе из лука, проводились первенства по тяжелой атлетике и водному слалому, международные встречи. Всё это притягивало, приобщало детей к спорту. Были и массовость, и мастерство… Можно было наблюдать за ростом числа профессиональных спортсменов и обычных физкультурников, занимающихся «для себя», для поддержания здоровья.
Не многие знают, что в эпоху СССР в учебной программе из игровых дисциплин особо рекомендовалось вести именно гандбол, поскольку он более разносторонне готовит детей: развивает быстроту, силу и реакцию. Сейчас, несмотря на то, что вид спорта весьма доступный, ему не уделяют должного внимания. А ведь у нас есть славные традиции в гандболе. Местная команда неплохо выступала на чемпионатах России, дагестанские гандболисты являются неоднократными призерами среди педагогических вузов, занимали третье место в первенстве спортивного общества «Урожай».
Массовый характер имел в Дагестане и баскетбол, став популярным в молодежной, студенческой среде. Ведущие вузы готовили свои команды, наши баскетболисты становились третьими призерами среди учащихся страны, своя команда играла в классе «А» первенства России. Были даже мастера спорта. В составе сборной страны они выигрывали Универсиаду, выступали в высшей лиге.
В это трудно поверить, но когда-то чемпионаты республики по фехтованию не уступали по массовости чемпионатам по вольной борьбе. Не было практически ни одного города, где бы оно не развивалось, а также в ряде районов: Сулейман-Стальском, Гумбетовском, Сергокалинском…
Сегодня в спортивном отношении Дагестан развивается однобоко – многое отдано на откуп единоборствам. Успехи в других дисциплинах, если они и случаются, то скорее не благодаря, а вопреки.