Время расчехлить альпенштоки!
Основоположник международного олимпийского движения Пьер Кубертен воскликнул: «– О спорт, ты – мир!». И стал спорт послом мира, дружбы и международного сотрудничества. Да, конечно, читатель прав: если бы этот замечательный француз узнал, что сделали его потомки с олимпийским движением вообще, а также организацией очередной Олимпиады в его родной столице, он бы в гробу перевернулся. Святые мощи планетарного гения Леонардо да Винчи тоже пришли бы в протестное движение, узнав, как поизгалялись организаторы очередных олимпийских игр над его величайшим творением «Тайная вечеря».
Сегодня каждый порядочный человек, живущий в любой точке мира, вправе тоже воскликнуть, как восклицали предки да Винчи, древние римляне, наблюдая за падением нравов соотечественников: «О, tempora, o mores!»
«О времена, о нравы!». В человеческой истории все повторяется и, к сожалению, с тенденцией к ухудшению. Библейские Содом и Гоморра посрамлены элгэбэтэшниками (организация, запрещенная в России) ХХI века. А что касается Олимпийских игр, то они стали игрищем для западных политиков и руководителей государств, принявших и признавших свое вассальство от США.
И это та Европа, где родился швейцарец Гораций Соссюр, по иронии судьбы тоже француз по происхождению. Именно этот человек имеет отношение к рождению Международного дня альпинизма, самого романтического и самого опасного вида спорта, пока не включенного в программу Олимпийских игр.
Тогда борьба за Монблан, самую высокую вершину в Западной Европе, шла 26 лет. Ученый Гораций Соссюр был инициатором ее покорения, а случилось это 8 августа 1786 года. Сегодня мы отмечаем этот прекрасный праздник. Тут тоже, наверное, что-то нужно воскликнуть. Скажем:
– Альпинизм, ты вершина спорта!
Или:
– Выше гор только горы, лучше гор – только горцы!
Не обвиняйте меня в эгоизме – «Горцы» относятся не только к дагестанцам, но также ко всем горцам планеты: от перуанцев до непальцев и всех остальных, живущих выше тысячи метров над уровнем мирового океана. В момент рождения человек не выбирает земной рельеф. Родился там, где родился, а если в горах, то знай, что это налагает на тебя особую ответственность.
Райнхольд Месснер родился в Италии на границе со Швейцарией, то есть в Альпах. Его портрет я впервые увидел дома у Зиявудина Никамагомедова – одного из лучших дагестанских альпинистов.
– Месснер добился выдающихся успехов в альпинизме и путешествиях по экстремальным местам планеты, – объяснил мне Зиявудин, – подробности узнаешь в интернете.
Да уж, достижения Райнхольда потрясали: первым покорил все 14 (четырнадцать!) восьмитысячников в Гималаях, некоторые из них по два раза, а на Эверест повторно взошел в сезон муссонов (максимальный риск!) без кислорода и средств связи…
Поляк Ежи Кукучка был вторым, покорившим все восьмитысячники, но это он сделал почти вдвое быстрее Месснера.
– Ты был первым! – сказал Ежи Райнхольду.
– Ты велик! – сказал Райнхольд Ежи.
«Лучше гор – только горцы!» – сказали мы выше. Вот это и есть то самое величие, благородство. Два человека, облазившие самые высокие горы в мире, отдали друг другу должное и по достоинству: никакого самодовольства, проявления превосходства и дешевого бахвальства. Дело в том, что человек, вызвавший горы на поединок, просто не способен фальшивить и обманывать. Он, знающий цену жизни на высоте 8848 м, не имеет права и не может быть мелочным и меркантильным в любом деле. Горы завершают домашнее воспитание человека. И многие, родившиеся на равнине, но взявшие в руки альпеншток и страховочную веревку, оберегающую всю связку восходителей, ошибка одного из которых может привести к общей беде, становятся горцами по мышлению и поведению.
Таким был дагестанский альпинист Камиль Ахмедханов, родившийся в Буйнакском районе, но ставший одним из самых ярких альпинистов Страны гор. Он не только покорял вершины, но и писал книги, в которых подробнейшим образом рассказал о маршрутах на самые известные вершины Дагестана. Лично я пользуюсь его указаниями при восхождении на вершины Богосского хребта и хребта Къад, на которых сверкают снегами пики Байдукова, Белякова, Чкалова (местное название Цункалятль) и даже пик «Дагправды», на который я дал заявку в 2018 году в Дагестанское отделение Русского географического общества.
В Дагестане альпинизм бурно стал развиваться в советское время. Дело в том, что в былые времена горцы не рвались на вершины. И причиной тому были мифы и легенды. А также религиозные предрассудки. Якобы на вершинах живут некие существа (будулаи), закидывающие камнями тех, кто осмелится покушаться на их обитель.
И, надо же, первыми опровергателями этих мифов стали европейские альпинисты Готфрид Мерцбахер и Морис Дечи, члены только что образованного альпинистского клуба Европы. В Дагестан они прибыли через Грузию. По пути покорили Диклосмта, что на границе Дагестана и Грузии, затем добрались до аула Тинди, здесь сделали великолепные фотографии, которые дошли до нас, а затем покорили Аддала-Шухгельмеэр, впоследствии названную популяризатором дагестанского альпинизма Абакаром Гаджиевым, братом Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева, «сердцем Дагестана».
Сегодня, когда отмечаем Международный день альпинизма, мы чувствуем, что наши дагестанские скалолазы, условно говоря, идут в одной связке с теми, кто впервые по достоинству оценил красоту наших гор, запечатлел их при помощи весьма громоздкой тогда фотоаппаратуры и показал их всему миру. Это, конечно, очень яркий штрих в истории альпинизма Дагестана. Он наверняка был мотивационным для популяризаторов альпинизма в нашей республике братьев Гаджиевых, братьев Смотровых, Г. Анохина, М. Османова, Е. Пашука, З. Никамагомедова, Ю. Краснопольского, Е. Козорезова, А. Саяпина и других энтузиастов скалолазного дела.
В день этого романтичного и красивого праздника, когда в мире разрастаются разъединительные процессы, сгенерированные теряющим геополитическую почву под ногами коллективным Западом, очень кстати, наверное, будет провозгласить лозунг:
– Альпинисты всех стран, соединяйтесь и расчехлите альпенштоки!