То было время, когда чемпионаты Дагестана по фехтованию не уступали по массовости вольной борьбе, сильнейшие школы функционировали у нас в Буйнакске, Дербенте, Хасавюрте. Потом случился спад, главная причина – низкая заработная плата тренеров.
– Многим из них нужно было кормить семьи, – рассказывал мне в 2009-м Григорий Скляр, большой энтузиаст спортивно-массового движения, начинавший свой путь в спорте как раз с фехтования. – Они стали уходить: кто подался в бизнес, а кто-то и вовсе уехал за рубеж. Никто не выдержал бы. Не пытались ли возродить? Хотели, конечно. Но чтобы стадо пошло вперед, нужен пастух. А без пастуха и стадо стоит на месте…
В общем, не нашлось вожака. Кроме того, фехтование ведь технически очень сложный и дорогой вид спорта.
– Рапиры, сабли, шлемы, латунная дорожка – удовольствие недешевое, – делился Григорий Тимофеевич. – В свое время Али Алиев, мечтавший возродить фехтование, отправил меня на Кубок страны, проходивший в Смоленске. Я поехал и не узнал любимую дисциплину – поменялось всё: оружие, техника и тактика. По приезде сказал Али Зулкарнаевичу, что нам нужно начинать с нуля, а он мне: «Как?! Ты ведь был старшим тренером сборной России и вдруг говоришь, что надо учиться?» Да, я был первоклассником среди молодых фехтовальщиков! Вот мы смотрим Олимпийские игры: как выросла гимнастика, легкая атлетика! Прогресс колоссальный.
С особой теплотой отзывался мой собеседник о Владимире Назлымове. В сборной СССР за ним прочно утвердилась репутация «командного бойца». Ему никак не удавалось стать чемпионом мира в личном зачете, хотя предпринимал семь попыток добиться этого. Но лишь в девятой Владимир осуществит свою давнюю мечту: в 1975 году в Будапеште он сделал дубль – завоевал звание чемпиона мира как в личном, так и в командном зачетах. И продемонстрировал такое убедительное фехтование, что ни у кого не оставалось и тени сомнения: случайности в двойной победе быть не могло. В столице Венгрии ему был вручен кубок как лучшему саблисту мира, выигравшему большинство турниров в высшей категории.
Известный советский фехтовальщик, олимпийский чемпион Виктор Жданович, комментируя спортивный подвиг Назлымова, сказал:
– Новый обладатель кубка показал фехтование высочайшего класса. Он вел поединки на самой близкой к сопернику дистанции, когда каждый прием должен выполняться с предельной быстротой. Это огромный риск, оправданный лишь в том случае, если боец владеет клинком виртуозно. Такой необычный подход к поединку – настоящее творческое озарение Назлымова. Даже тренер чемпиона Лев Кузнецов – человек, чувствующий тончайшие нюансы фехтовальной техники, – и тот не сразу понял подопечного. Назлымову пришлось доказывать свою правоту, что ему блистательно удалось.
Нельзя не поражаться спортивному долголетию Владимира Аливеровича. К Олимпиаде-76 многоопытный и не единожды травмированный мушкетер пришел, имея за плечами солидный для спортсмена возраст – 31 год. И собрав в кулак всю свою волю, он выиграл в Монреале серебряную медаль в личном турнире и вместе с товарищами стал олимпийским чемпионом в командном. После монреальской Олимпиады Назлымов хотел было завершить спортивную карьеру, однако решил «продержаться» до московской и лишь тогда повесить сабли на гвоздь. К тому моменту ему приходилось фехтовать самому и быть своего рода «играющим тренером». Положение было ответственное: руководить подготовкой фехтовальщиков Советской Армии – дело нешуточное…
В 1977 году ему вновь вручили Кубок мира как лучшему саблисту года. Но форсировать свою спортивную форму Владимир стал в 1979 году, в канун Олипиады-80. В июле выиграл в третий раз личный турнир Спартакиады народов СССР и в августе вылетел в Мельбурн на чемпионат мира, где провел один из самых драматичных поединков в спортивной биографии.
В первом финальном бою соперником Владимира был Михаил Бурцев – молодой фехтовальщик экстра-класса, один из тех, кто в составе сборной СССР завоевал «золото» олимпийского Монреаля. До конца поединка оставалось меньше минуты, Назлымов, проигрывая 3:4, обрушивает на соперника каскад комбинационных ударов и отыгрывается за 8 секунд до сирены. Предстояло сражаться до решающего удара. Следуют три обоюдные атаки, и вот уже летит вверх монета. Жребий дает право атаки Владимиру, и опытный спортсмен не упускает свой шанс – 5:4. Когда закончились финальные бои, он и чемпион Олимпиады-76 Виктор Кровопусков имели по четыре победы. Перебой. И здесь Назлымов вновь проявляет себя бойцом без страха и упрека и становится чемпионом мира.
По завершении домашней Олимпиады за плечами у него было 25 лет интенсивных занятий фехтованием. За эти годы он добился выдающихся результатов и выиграл всё что только возможно.