Затяжной прыжок


Для этого интервью с Камилем Магомедовичем Мунчаевым, заслуженным работником физической культуры России, кандидатом исторических наук, профессором не было никакого повода: ни круглой даты, ни правительственной награды. Просто захотелось, чтобы старшее поколение, все, кто видел его выступления или занимался у него, порадовались: он жив, здоров. И чтобы молодежь знала, что Мунчаев – первый в Дагестане мастер спорта СССР по спортивной гимнастике.
— Но не единственный же? – спрашиваю я его.
— Не единственный. Еще несколько моих учеников защитили это звание: Скляров, Гаджиев, Шахназаров, Шамхалов, Сулейманов, Дронов и еще некоторые.
— Вы были совсем молодым тренером, ведь ваши ученики не намного моложе вас. Так ведь?
— Есть еще кандидаты в мастера спорта, которым только за 60 (смеется), тоже мои ученики: Нина Никифорова, Света Керимова, Света Аликишиева, Виктор Рассомахин, Залимхан Гаджиханов. Есть ученики моих учеников. Эти молодые, им только за сорок (снова смеется).
— А что случилось потом? Куда делись гимнасты? Талантливых детей не стало?
— Потом случился развал страны и всего, на чем она стояла. Сильные тренеры уехали за рубеж. Недавно говорил с одним знакомым. Я, говорит, вынужден был уехать, надо же было зарабатывать на жизнь… Вот Артур Акопян тренирует гимнастку Мароуни, олимпийскую чемпионку 2012 года, трехкратную чемпионку мира. А мог бы здесь работать, своих чемпионов растить. Но ведь не ценят! Ну, это одно. У спортивной школы на Оскара была сильная секция спортивной гимнастики, но в 90-е г. здание забрали, вернули, так сказать, хозяевам. Школа распалась.
Тренер К. Мунчаев (справа) с учеником, фото из архива Камиля Мунчаева
— Но другие-то как работали, так и работают? Борцовские, например, бойцовские.
— Эти-да. Про школы вольной борьбы ничего не говорю – это лицо спортивного Дагестана. А вот восточные виды борьбы… Это же совсем не наше, вот что удивительно! Но время было такое, оно заставляло молодых людей выбирать именно эти виды спорта, драки разные.
— Один тренер по карате мне как-то говорит: «Слушай, Камиль Магомедович, я могу взять в группу только человек 30, а их каждый день приходит до 100. Что делать?». Я говорю, мол, скажи им, возьму тех, кто за две недели так растянется, что на шпагат сядет. Из 100 растянулись 20. Вот их бери, из них будет толк, сказал я.
— Камиль Магомедович, вы видели фильм про лакцев на YouTube? Называется «Огонь в крови»?
— Нет.
— Там есть момент драки между мальчишками – один чуть старше другого. Как говорят в таких случаях, в упорной борьбе с наименьшим перевесом победил тот, что постарше. Малыш кричит: «Давай еще! Давай еще!». Он знает, что не дожал, что мог и должен был положить соперника на лопатки. Мальчишка чуть не плакал от досады. В конце фильма пацаны борются снова, и он побеждает. Он буквально скушал соперника.
— В спорте без такого куража делать нечего. Вот Дмитрию Билозерчеву тоже говорили, что из него не будет толку в спортивной гимнастике, а он стал трехкратным олимпийским чемпионом.
— А у вас все было гладко?
— Какой там? Взять хотя бы то, что часто мне самому приходилось тренировать себя. Увидел однажды в кинохронике, как кто-то делает дугу-сальто вперед на перекладине. Решил: научусь. Давал рубль-два за зал еще в Баку, когда учился на спортфаке, и отрабатывал каждое воскресенье. А как научился, пришел на тренировки сборной Азербайджана и показал. Со второго раза получилось чисто. Тренер говорит, смотрите, вот как надо заниматься. А еще я первый и, может, даже единственный в Дагестане умел делать затяжное сальто. Сам научился. За четыре тренировки.
Фото автора
— А «крест» Азаряна пробовали сделать?
— Пробовал. Делал. Еще помню индийца, который делал его и многие другие силовые элементы раз 10-15 подряд. Это мы видели на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году, куда я попал в составе дагестанской делегации. Сила в руках была немереная, а вот школы не хватало, иначе был бы гимнастом. А еще помню мальчишку, который записывался ко мне в группу, он тоже делал этот «крест», у себя на чердаке повесил кольца и тренировался. Я ему говорю, покажи, что еще умеешь. А он: «Больше ничего». При желании можно всему научиться…
— Вот про сложные элементы. Камиль Магомедович, они так необходимы?
— Специалисты говорят, что гимнастика еще будет усложняться. А я помню, как критиковали Олю Корбут за сальто назад на бревне: опасно, говорили, это не цирк… А посмотрите теперь, что делают гимнасты. Я, конечно, за разумность в спорте. В погоне за сенсацией, славой можно и здоровье потерять. Вы же помните трагическую историю Мухиной. А какая великолепная, потрясающая была гимнастка…
— А вам не кажется, что именно бесконечное усложнение, ускорение, утяжеление во многих видах спорта приводят к тому, что спортсмены все чаще стали прибегать к допингу? Да еще эти огромные призовые…
— Конечно! Это всеобщая проблема в спорте, а не только российских легкоатлетов. Будет жаль, если их не допустят на Олимпиаду. Но ведь с чего-то или кого-то начинать все равно пришлось бы… В наше время мы и не слышали ни о каких допингах. А мы ездили по всему Северному Кавказу. Наша дагестанская команда по спортивной гимнастике почти всегда входила в тройку сильнейших в регионе. Уступали только Ростову и Грозному – там в то время блистала Людмила Турищева.
И здесь дома спортивная жизнь кипела: постоянно городские, районные, состязания, спартакиады, студенческие игры… А сейчас я захожу в зал – тишина. Пустуют кольца, брусья, перекладина. Грустно мне. Я скучаю по жару, влажному воздуху в нем, по гулу, по напряжению в атмосфере, по рабочей обстановке. Когда я начинаю вспоминать старый город, мне говорят, а что такого хорошего было в нем, что ты скучаешь? Я говорю, там было все натуральное: люди, отношения, работа и даже продукты… А сейчас все пластмассовое, да еще за деньги… Дети могли записаться в любую секцию. Бесплатно. А сейчас во многих секциях надо платить за учебу. За выезды на соревнования надо платить. У многих на это денег нет.
Мы говорили еще о его учениках, которые и сейчас навещают его, он рассказывал о Закаталах, где родился, вспоминал шутки Рабаданова… В конце я еще раз напомнил Камилю Магомедовичу о фильме про лакцев.
«Посмотрите обязательно на YouTube в Интернете, – говорю. А он: «У меня нет компьютера и нет Интернета». Тогда договорились, что я принесу ноутбук, и мы вместе его посмотрим.
Статьи из «Спорт»
Всё решили миллиметры

Устроить кавказскую рубку!

Хозяева остались без золота

Спорт без границ

Впереди матчи с лидерами
