12 тысяч операций!
На контрольно-пропускном пункте меня вежливо спрашивают о цели визита, интересуются, имеется ли при себе медицинская маска. У входа в основной корпус просят надеть бахилы и обработать руки антисептиком. Это не военная база, не какой-то режимный объект, я нахожусь в Дагестанском центре кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии. И мне кажется, именно так должны работать все службы в условиях пандемии. Приятно, видеть слаженность, четкость в действиях и охраны, и медперсонала!
– Ну что, как добрались? Не замучили вас? – спросил директор кардиоцентра и тут же добавил: – Время сейчас такое, очень важно соблюдать меры безопасности.
– Нормально добрался, – говорю, заходя в кабинет. – Я понимаю, Осман Абдулмаликович. И, поверьте, впечатления от увиденного самые положительные.
Это действительно тот случай, когда пишущему человеку не нужно ничего от себя придумывать – везде образцовый порядок, чистота.
«Мы – не пиарщики»
Недавно Дагестанский кардиоцентр преодолел отметку в 12 тысяч операций, летальность же за время работы нового руководства (с 2014 г. по сегодняшний день) составляет 0,07 %. То есть основная масса поступивших пациентов выписывается с улучшением клинического состояния или выздоровев полностью. Притом что болезни системы кровообращения традиционно занимают лидирующее место (более 50 процентов) среди всех причин смерти.
– Конечно, такие цифры по количеству проведенных операций – показатель того, что во время пребывания в нашем учреждении люди получают качественную специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, – не без гордости говорит Осман Махачев, но вместе с тем констатирует, – эти же данные свидетельствуют о том, что больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы у нас очень много.
В пандемийный период центр не перепрофилировали под ковид-госпиталь, тем не менее работали врачи не в штатном режиме, а в режиме «скорой помощи». И, естественно, при таком положении дел риск госпитализации больного с коронавирусной инфекцией многократно увеличивается. Как следствие, на протяжении трех месяцев клиника не могла оказывать плановую помощь, однако, несмотря на это, госзадание (по бюджету РД) перевыполнено: было запланировано 119 операций, сделано 122; по линии ТФОМС – 688/800.
Друзья и знакомые нет-нет да ставят ему в укор отсутствие активности в информационном поле, мол, «о вашем центре знают немногие», на что он всегда отвечает: «Мы – не пиарщики, мы просто делаем свою работу».
А это как минимум 10 операций в день, плюс столько же коронарографий. И не случайно по результатам независимой оценки качества Дагестанский кардиоцентр в прошлом году был награжден дипломом первой степени. Среди критериев оценки – открытость и доступность информации о медицинской организации, комфортность условий предоставления медуслуг и возможность их получения, доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации и другое.
Любить свой коллектив
– С больных наши врачи денег не берут, – продолжает Осман Абдулмаликович. – Я своим коллегам доходчиво объясняю: «Если узнаю, что кто-нибудь из вас получил деньги от пациента, на следующий день можете на работу не приходить».
– Ну а зарплата соответствует их нелегкому труду? – спрашиваю.
– Средняя зарплата врачей у нас за I квартал 2021 г. – 93 тыс. рублей. Медсестра получает в среднем 46 тысяч, санитарка – 33. Таких зарплат ни в одном медицинском госучреждении Северо-Кавказского федерального округа нет.
– Откуда же у вас такие ресурсы, если не секрет?
– Никакого секрета. Мы проводим большой объем высокотехнологичных операций, и эти операции оплачиваются центру по государственным тарифам. Деньги справедливо распределяем среди всего персонала. Вот и всё. Ты должен любить свой коллектив, заботиться о нем, понимать, что за свой труд и ответственное отношение к делу врачи должны получать хорошую зарплату.
Еще мне хотелось узнать, как часто возникают ситуации, когда приходится вытаскивать пациентов с того света. Оказалось, что это обыденное явление.
– Не раз мы сталкивались с тем, что, приезжая сюда, уже на территории медучреждения у больного происходила остановка сердца, – рассказывает директор. – Мы срочно поднимали его в реанимацию и спасали. Были больные с тромбоэмболией легочной артерии, с развитием острого инфаркта. Я понимаю, что этих людей Всевышний любит, потому что, если бы они не доехали до центра, им бы никто не помог. Мы здесь их еле-еле спасли…
Постоянно на связи
Человеку срочно требуется оперативное вмешательство. Интересно, как работает в этих условиях кардиобригада? Нужно ли согласовывать действия с руководителем? А если он в отъезде или, скажем, болеет?
– Мы с коллегами постоянно 24 часа в сутки на связи, по-другому никак, – отмечает Осман Абдулмаликович. – А для экстренных случаев у нас есть команда молодых хирургов. Моя же задача – организовать оказание помощи пациенту, изучить ситуацию и определить правильную его маршрутизацию. При этом я доверяю коллективу, на сто процентов могу положиться на него. Один из моих учителей, Владимир Иванович Бураковский, говорил: «Если в отсутствие руководителя рабочий процесс начинает буксовать, то это плохой руководитель». Центр – хороший центр – при правильной организации работы должен работать как швейцарские часы. Средний возраст наших медработников – 36 лет, мои заместители – молодые, исполнительные, грамотные специалисты. И они меня ни разу не подводили.
История
Открытие в 2009 году в Махачкале Республиканского центра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии, аналогов которому не было в то время ни в Дагестане, ни в СКФО, стало значительным прорывом в здравоохранении республики и серьёзным событием в жизни дагестанцев. И сегодня благодаря этому центру пациенты с различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, проживающие в Дагестане, имеют возможность получить квалифицированную высокотехнологичную медпомощь, не выезжая за пределы республики.
С 2013 года им руководит Осман Абдулмаликович Махачев, доктор медицинских наук, профессор, лауреат премии имени академика В.И. Бураковского и Госпремии РД, заслуженный врач страны.