Джарахи
В библиотеке нашей газеты хранится уникальная книга «Очерки истории Южного Дагестана». Её авторы – известные историки Хидир Рамазанов, Амри Шихсаидов. Вот что они рассказали о проблемах здравоохранения в XIX веке.
В здравоохранении Страны гор существовало два принципиально отличных друг от друга направления. В роли «исцелителей» больных выступали духовные лица и невежественные знахари, а с другой — представители народной медицины (джарахи), которые достигали определенных положительных результатов в лечении болезней, особенно по излечению ранений, травм.
В Табасаране если кто-либо ранил человека, то обязан был пригласить джараха, и тот лечил раненого за счет виновного. Если раненый выздоравливал, джарах определял «стоимость раны». Назначенная сумма делилась на три части: две получал раненый и одну — джарах.
В Самурском округе за рану, нанесенную огнестрельным или холодным оружием, виновный должен был платить определенную джарахом сумму в пользу пострадавшего.
Для лечения ран и кожных болезней лекари часто употребляли травы. Известный этнограф Абдулла Омаров, живший в Буркихане, в своих воспоминаниях писал о жителе этого селения по имени Гусейн как об «известном по своему искусству враче».
Академик Н. Дубровин восхищался достижениями дагестанских народных хирургов. «Результаты лечения дагестанских хирургов, — писал он, — можно сказать, невероятны; почти нет ни одной раны — за исключением, конечно, чисто смертельной, которые бы туземцы-медики не вылечили, и притом так, что пациент их не подвергался уже затем никаким дурным последствиям… Ампутации членов дагестанские хирурги производили не иначе как в суставах. В Дагестане не было вовсе или были весьма редкие примеры, чтобы ампутированный умирал, и в особенности под ножом оператора».
Искусство отдельных джарахов делало их знаменитыми не только в своем селении, но и за его пределами. Большой известностью пользовался в середине XIX века табасаранский уздень Уста-Халил. Вот что писала о нем газета «Кавказ»: «Некоторые из пациентов его заставляют удивляться искусству и смелости, с которыми делались операции. Уста-Халил – враг ампутаций и никогда не отнимает членов».
Однако подобные практики-одиночки, хотя и занимались полезным в тех условиях делом, ни в коей мере не могли удовлетворить нужды всех больных и раненых. Почти полное отсутствие здравоохранения, наряду с другими факторами, послужило причиной высокой смертности среди людей. Несмотря на то, что небольшая часть населения отличалась долголетием, в целом продолжительность жизни людей была невелика. Особенно высокой была детская смертность.
Несколько улучшилось здравоохранение после присоединения Дагестана к России, в особенности с конца XIX – начала XX вв., когда в крае появились в небольшом количестве русские врачи и отдельные медицинские учреждения.
В Кюринском округе на все его население приходились один врач, четыре фельдшера, три оспопрививателя, одна акушерка. В конце XIX века в Касумкенте был один приемный покой на пять коек.
В 1909 году в сел. Курах был открыт сельский лечебный пункт на 6 коек. В 1905 году в Кулларе и Хиве открылись фельдшерские пункты. В Касумкенте была открыта окружная аптека.
В 1890 году в Самурском округе были один старший врач, один фельдшер и 3 оспопрививателя. Тяжелые больные принимались в военный лазарет за плату.
Недалеко от сел. Ахты был расположен минеральный источник, издавна пользовавшийся широкой известностью не только у местных жителей, но и у населения Азербайджана, Армении и Грузии. Однако по вине царской администрации он находился в исключительно плохих условиях.
В 1881 году старший врач Самурского округа обратился со специальным письмом к начальнику округа, в котором настойчиво просил его благоустроить, ведь ахтынский минеральный источник посещало большое количество больных, многие из которых лечились в лазарете Ширванского полка. Здесь русские медики оказывали помощь больным местным жителям.
Заслуженным уважением населения Самурского округа пользовался русский врач А. Н. Ефимов, проработавший в округе почти 21 год. Все свои силы и знания он до конца отдал делу охраны здоровья местных жителей.
В дореволюционный период отдельные дагестанцы, в основном лезгины, смогли получить медицинское образование и внести свою лепту в дело охраны здоровья земляков. К примеру, Рза Шихсаидов из Касумкента окончил в Петрограде военно-медицинскую академию и вложил много сил и труда в улучшение здравоохранения в Дагестане.
Однако в Дагестане в те годы не было ни одного специального медицинского учреждения для женщин и детей.