Мир на кончиках пальцев
Эта история о том, как ощущает жизнь слабовидящий ребёнок, когда мир предстаёт перед ним размытым пятном. О том, как проходит день в школе-интернате IV вида для слепых и слабовидящих детей, какие трудности приходится преодолевать воспитанникам этого учреждения.
Прозвенел звонок, школьники расходятся по кабинетам, начинается учебный день. Сегодня здесь обучаются 239 ребят, из них 129 инвалидов по зрению и 30 детей находится на домашнем обучении. В школу принимают только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Школа-интернат обучает детей двух категорий: тех, у кого нарушено только зрение, и тех, у кого, кроме нарушения зрения, есть и другие проблемы со здоровьем.
Учебный день в особенной школе начинается с утра. Всё почти как в обычной школе, только для некоторых учеников образовательное учреждение днём – школа, а вечером – дом.
Директор школы Земфира Габибова рассказала об образовательной деятельности, достижениях своих учеников и об изменениях, происходящих в рамках реализации государственных программ.
– Дети занимаются по адаптированной общеобразовательной программе для слабовидящих. Учащиеся полностью обеспечены специальными учебниками по шрифту Брайля, – рассказывает директор.
Во многом добиться позитивных перемен помогли федеральные проекты «Доступная среда» и «Современная школа». Благодаря реализации последнего дети имеют возможность получить качественное образование. Сегодня школа оснащена современным оборудованием для слабовидящих детей, открыты кабинеты дополнительного образования. Здесь же учат играть в шахматы, шашки, танцевать, петь и быть лучшим в боевых искусствах.
Многие из детей перенесли по несколько операций, немало школьников с речевыми дефектами. С ними занимается логопед, а с детьми с ослабленными вниманием и памятью – психолог. По наблюдению специалистов, большинство родителей стремятся отдать ребёнка со слабым зрением в обычную школу и даже не задумываются, сможет ли он успевать за сверстниками. Другая проблема – родители всячески пытаются оградить детей от самых незначительных трудностей, что делает их неуверенными в себе и несамостоятельными. Таким родителям директор приводит в пример свою преподавательницу, потерявшую зрение в 3 года. Она окончила два вуза, преподаёт в университете.
Во время урока легко понять, кто из детей слабовидящий, а кто полностью лишён зрения. С детьми с остаточным зрением занимаются тифлопедагоги. Обучение построено на основе рельефно-точечного шрифта Брайля. Очень важно ребёнку с нарушением зрения до 10 лет овладеть всеми необходимыми навыками. Вообще этот период считается самым благоприятным для развития восприятия, памяти и других психических сфер.
Слабовидящие дети сильно наклоняются к книге, чтобы разглядеть буквы. Слепые же сидят ровно и спокойно водят пальцами по книге, считывают шифр, состоящий из точек (азбука Брайля). Идёт индивидуальное занятие по русскому языку. Перед учеником специальная тетрадь и грифель для письма. Для нанесения букв по шрифту Брайля используются 6 точек. Точки расположены в 2 столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, а читается текст слева направо. Педагогов для работы в специальных школах выпускают в ДГПУ на факультете дефектологического образования. И каждый учитель коррекционной школы должен иметь образование тифлопедагога. Когда школа только открылась, были явные проблемы с нехваткой педагогов.
Земфира Габибова, окончив Институт коррекционной педагогики Российской академии наук, пройдя курсы за границей, сама первое время проводила семинары для учителей по работе с незрячими детьми. После того как прозвенит последний на сегодня звонок, дети не расходятся. Для них начинаются дополнительные занятия. Мастерские оснащены современным оборудованием. Девочки садятся за швейные машинки – сегодня их учат машинной вышивке.
У каждого ученика здесь индивидуальный диагноз, свои особенности и способности. В оборудованных кабинетах проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия по мимике, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, охране и развитию зрения. Создаются все условия для полной реализации личности ребёнка. И в подтверждение этому кубки, множество медалей и бесчисленное количество грамот. Вот и недавно ученица 5 «б» класса Исли Кафланова стала первой в окружном этапе XII Международного благотворительного фестиваля «Белая трость – толерантность, равноправие, интеграция». В нём приняли участие юные незрячие и слабовидящие артисты из 8 стран бывшего СССР.