X
10:35 11.02.2022

Мир на кончиках пальцев

Эта история о том, как ощущает жизнь слабовидящий ребёнок, когда мир предстаёт перед ним размытым пятном. О том, как проходит день в школе-интернате IV вида для слепых и слабовидящих детей, какие трудности приходится преодолевать воспитанникам этого учреждения.

Прозвенел звонок, школьники расходятся по кабинетам, начинается учебный день. Сегодня здесь обучаются 239 ребят, из них 129 инвалидов по зрению и 30 детей находится на домашнем обучении. В школу принимают только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Школа-интернат обучает детей двух категорий: тех, у кого нарушено только зрение, и тех, у кого, кроме нарушения зрения, есть и другие проблемы со здоровьем.

Учебный день в особенной школе начинается с утра. Всё почти как в обычной школе, только для некоторых учеников образовательное учреждение днём – школа, а вечером – дом.

Директор школы Земфира Габибова рассказала об образовательной деятельности, достижениях своих учеников и об изменениях, происходящих в рамках реализации государственных программ.

– Дети занимаются по адаптированной общеобразовательной программе для слабовидящих. Учащиеся полностью обеспечены специальными учебниками по шрифту Брайля, – рассказывает директор.

Во многом добиться позитивных перемен помогли федеральные проекты «Доступная среда» и «Современная школа». Благодаря реализации последнего дети имеют возможность получить качественное образование. Сегодня школа оснащена современным оборудованием для слабовидящих детей, открыты кабинеты дополнительного образования. Здесь же учат играть в шахматы, шашки, танцевать, петь и быть лучшим в боевых искусствах.

Многие из детей перенесли по несколько операций, немало школьников с речевыми дефектами. С ними занимается логопед, а с детьми с ослабленными вниманием и памятью – психолог. По наблюдению специалистов, большинство родителей стремятся отдать ребёнка со слабым зрением в обычную школу и даже не задумываются, сможет ли он успевать за сверстниками. Другая проблема – родители всячески пытаются оградить детей от самых незначительных трудностей, что делает их неуверенными в себе и несамостоятельными. Таким родителям директор приводит в пример свою преподавательницу, потерявшую зрение в 3 года. Она окончила два вуза, преподаёт в университете.

Во время урока легко понять, кто из детей слабовидящий, а кто полностью лишён зрения. С детьми с остаточным зрением занимаются тифлопедагоги. Обучение построено на основе рельефно-точечного шрифта Брайля. Очень важно ребёнку с нарушением зрения до 10 лет овладеть всеми необходимыми навыками. Вообще этот период считается самым благоприятным для развития восприятия, памяти и других психических сфер.

Слабовидящие дети сильно наклоняются к книге, чтобы разглядеть буквы. Слепые же сидят ровно и спокойно водят пальцами по книге, считывают шифр, состоящий из точек (азбука Брайля). Идёт индивидуальное занятие по русскому языку. Перед учеником специальная тетрадь и грифель для письма. Для нанесения букв по шрифту Брайля используются 6 точек. Точки расположены в 2 столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, а читается текст слева направо. Педагогов для работы в специальных школах выпускают в ДГПУ на факультете дефектологического образования. И каждый учитель коррекционной школы должен иметь образование тифлопедагога. Когда школа только открылась, были явные проблемы с нехваткой педагогов.

Земфира Габибова, окончив Институт коррекционной педагогики Российской академии наук, пройдя курсы за границей, сама первое время проводила семинары для учителей по работе с незрячими детьми. После того как прозвенит последний на сегодня звонок, дети не расходятся. Для них начинаются дополнительные занятия. Мастерские оснащены современным оборудованием. Девочки садятся за швейные машинки – сегодня их учат машинной вышивке.

У каждого ученика здесь индивидуальный диагноз, свои особенности и способности. В оборудованных кабинетах проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия по мимике, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, охране и развитию зрения. Создаются все условия для полной реализации личности ребёнка. И в подтверждение этому кубки, множество медалей и бесчисленное количество грамот. Вот и недавно ученица 5 «б» класса Исли Кафланова стала первой в окружном этапе XII Международного благотворительного фестиваля «Белая трость – толерантность, равноправие, интеграция». В нём приняли участие юные незрячие и слабовидящие артисты из 8 стран бывшего СССР.

Статьи из «Здоровье»

Самые современные методы лучевой терапии опухолей

1
Самые современные методы лучевой...

Отсчёт на секунды

7
Непредвиденные ситуации могут случиться в любой момент. От того, насколько быстро и...

«Я учусь быть сильнее их боли…»

329
Всемирный день борьбы с раком проводится 4 февраля....

Болеют чаще отказники

28
На прошлой неделе Роспотребназор на своем официальном телеграм-канале сообщил о том, что в...

Новые штаммы, новые вакцины

12
На основе анализа статистических данных заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко утверждает, что показатели по заболеваемости...

Почему йододефицит – это серьезно

23
Недостаток в пище йода, одного из важнейших...

Статистика вокруг нас

9
Вторая неделя 2025 года ознаменовалась снижением количества заболевших ОРВИ. Так, в городах и...

Особенный ребёнок мечтает жить как все

306
Амина – очень жизнерадостный ребенок. В ее глазах...

Здоровье и радость праздника

35
Новогодние каникулы – это время радости и приятных встреч с близкими и родными людьми,...