X
06:59 05.09.2008

Образ жизни и здоровье студентов

Сохранение здоровья населения – это совокупность мер медицинского, социального, экономического, санитарно-гигиенического, правового характера. Кризисная ситуация в политической, социальной, экономической, экологической и других сферах напрямую отражается на уровне и качестве жизни населения.

 Первостепенной      задачей      сохранения      общественного здоровья  является  обеспечение  гармонического  физического  и духовного развития молодого поколения. В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи, в том числе студентов. Это происходит при снижении «качества жизни»   на фоне увеличения требований к уровню подготовки специалистов, усиления интенсификации учебного процесса.

Важнейшим условием сохранения и улучшения здоровья является здоровый образ жизни, формирование которого составляет основу первичной профилактики заболеваний. Комплексное планирование оздоровительных мероприятий, коррекция негативного влияния факторов риска возможны лишь после изучения распространенности этих факторов среди студентов, оценки образа жизни молодежи.

Такое исследование в течение ряда лет проводится Республиканским центром  охраны здоровья подростков и студенческой молодежи совместно с учеными кафедры общественного здоровья и здравоохранения  Факультета повышения квалификации и последипломной переподготовки специалистов (базовой кафедры Министерства здравоохранения РД) Дагестанской государственной медицинской академии.

Полученные данные свидетельствуют о том, что значительная часть молодежи приходит в студенческую среду с какими-либо отклонениями в состоянии здоровья. Среди поступивших в вузы Дагестана таких — 38,2%; абсолютное большинство (свыше 70%) хотя бы один-два раза в год болеют острыми заболеваниями. Следует отметить, что среди первокурсников  индекс здоровья (удельный вес не болевших в течение года) был выше. За время обучения в вузе уровень заболеваемости повышается.

Образ жизни первокурсников вряд ли можно назвать здоровым. Физически активными считают себя лишь 28% анкетированных (среди поступивших в 1988 году таких было 43%).

Почти половина опрошенных занимается в основной физкультурной группе, в спортивных секциях — только 18,4%. В дальнейшем, как показали наши исследования, физическая активность студентов заметно снижается.

Физически активными считают себя менее половины студентов,  а в Медакадемии таких всего 27,8% . На старших  курсах количество физически активных студентов, занимающихся в спортивных секциях, становится еще меньше.

К сожалению, приходится констатировать, что очень мало времени студенты проводят на свежем воздухе — более половины (около   60%)   менее   одного   часа   в   день. Этот факт, несомненно, во многом определяется значительной учебной нагрузкой, особенно на первых курсах, длительной (более 3-х часов в день) подготовкой к занятиям, использованием для этого и выходных дней, неумением организовать свой труд, сложностью вузовской программы.

Клиницисты отмечают значительную распространенность болезней органов пищеварения среди студенческой молодежи, хронизацию этой патологии и рост уровня заболеваемости на старших курсах.. Несомненно, эта тенденция может быть следствием нерационального питания студентов, как показал опрос респондентов (опрошенных). Лишь каждый третий первокурсник питается регулярно и только 18,4% из них используют обеденный перерыв для приема горячей пищи. В результате 12,5% анкетированных оценивают свое питание как неудовлетворительное.

Разработка путей сохранения работоспособности студентов в течение учебного года составляет одну из важнейших проблем педагогики и психологии. Динамика умственной работоспособности отражает функциональное состояние центральной нервной системы человека и является показателем, по которому можно судить о наступлении утомления, определить максимальную длительность восприятия учебного материала и соответствующим образом планировать учебный процесс.

Изучение умственной работоспособности учащихся  проводилось по нескольким критериям, одним из которых   было определение  устойчивости внимания. Достигая максимального значения к 10 часам утра, работоспособность интенсивно снижалась после 4 часов занятий (лекции, семинары). Отмечалось снижение показателя точности работы на 5,4%, показателя интенсивности работы — на 9,2%.

Помимо суточной динамики работоспособности студентов, отчетливо проявилось изменение ее на протяжении рабочей недели. В начале рабочей недели, в результате постепенного «втягивания» в работу, показатель работоспособности невысок. Устойчивость внимания, показатели интенсивности и точности работы наивысшего значения достигали ко вторнику и удерживались на таком уровне до четверга. В пятницу у студентов наблюдался спад работоспособности на 7,9%, по сравнению с понедельником. Наиболее неблагоприятным днем недели для усвоения учебного материала оказалась суббота, когда у 70% студентов отмечался наименьший показатель интенсивности работы, а показатель устойчивости внимания составил лишь 30% от исходного уровня.

Таким образом, изучение бюджета времени и режима дня студентов показало,     что     суммарная     дневная     нагрузка     студентов значительная, в отдельные дни, при наличии нерационально составленного расписания, общее время пребывания студентов в вузе составляет 8-10 часов.

Интенсивная умственная нагрузка (лекции, семинары, лабораторные занятия), пониженная двигательная активность, недостаточное время для полноценного отдыха способствуют снижению умственной работоспособности у студентов к концу рабочей недели.

Интенсивный спад уровня работоспособности отмечался у студентов в декабре и составил 12,8%. Это свидетельствует о развитии утомления у студентов в результате учебной нагрузки. Внимание, качество и скорость выполняемой работы возвращаются к исходному уровню (сентябрь) после зимних каникул у 80% обследуемых студентов.

Снижение уровня работоспособности у студентов в течение учебного года отражается на качестве их обучения и академической успеваемости.

И здесь не лишены смысла рекомендации, на первый взгляд, банальные, но в них истина – чаще бывать в спортивном зале.  Двигательная     активность  снимет развивающееся утомление в процессе занятий и будет способствовать повышению их умственной работоспособности.

В настоящее время становится всё более острой проблема вовлечения молодежи из числа студенчества в процесс приобщения к потреблению наркотиков. Многие исследователи отмечают, что на распространённость наркомании и токсикомании среди молодёжи  оказывает  влияние ряд факторов, такие как: низкая устойчивость к психическим перегрузкам, стрессам, снижение приспособляемости к новым сложным ситуациям, плохая переносимость конфликтов и др. Употребление психоактивных веществ более вероятно, когда степень стресса высока и когда ресурсы личности  истощены. Молодежь в силу возрастных изменений  социально уязвима. В силу лабильности психики некоторые из них прибегают  к потреблению психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества) с желанием изменить настроение, создавая иллюзию безопасности. Искусственному изменению настроения способствуют также и вовлеченность в азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание и т.д.

Результаты исследований, проводимых на кафедре общественного здоровья и здравоохранения  Даггосмедакадемии,  показали, что распространенность употребления психоактивных веществ (кроме алкоголя и табака) среди молодежи г.Махачкалы составляет 15,9 случая на 100 опрошенных. В основном возраст приобщения молодежи к наркотическим веществам – от 16 до 18 лет. Исследование показало, что сильнодействующие  наркотики (героин, гашиш, эфедрин, ЛСД) чаще употребляют в вузах, а употребляющих алкоголь  — больше  в колледжах,  техникумах, училищах.

Основными мотивами приобщения молодежи к психоактивным веществам были: любопытство (47,5%), избыток свободного времени (17,0%), подражание (14,1%) и влияние среды (7,2%). Из них более половины (50,2%) попробовали психоактивные вещества с друзьями, а 15,0% — на дискотеке и вечеринке. Около половины респондентов (44,8%), употребляющих психоактивные вещества, получали их от друзей. Наиболее предпочтительным способом считается курение (56,5%) из-за широкой распространенности и доступности марихуаны и гашиша. По мнению опрошенных, основными причинами распространения психоактивных веществ среди молодежи являются: доступность, реклама табака и алкоголя, отрицательный пример взрослых, конфликтные ситуации дома, отсутствие правильно организованного досуга и недостаточное проведение санитарно-просветительной работы в образовательных учреждениях. Более 3/4 посещающей дискотеки и более 1/3 проживающих в неполных семьях и в семьях с напряженными (конфликтными) взаимоотношениями пробовали хотя бы 1 раз или потребляют периодически наркотически действующие вещества: до 3 раз – 51,2%, до 10 раз – 20,5%, более 10 раз – 2,9%. От педагогов, врачей и работников милиции впервые узнали о вреде здоровью от употребления психоактивных веществ лишь 20,9% респондентов. 

Заболеваемость играет многогранную роль в определении благополучия народа. С одной стороны, она наиболее точно характеризует состояние здоровья населения, уровень жизни, а с другой — говорит об эффективности деятельности  тех или иных  служб здравоохранения. 

Что же касается анализа заболеваемости, то исследования показали: особенно высокий уровень заболеваемости — среди студентов младших курсов. Так, показатель заболеваемости в различных вузах колеблется от 750,1 до 1803,8 на 1000 студентов в год.

В структуре заболеваемости на 1 месте стоят болезни органов дыхания — 57,8-72,0%, последующие места занимают болезни органов пищеварения, болезни нервной системы и органов чувств, близорукость и т.д.

Особенно хочется отметить так называемые йододефицитные состояния, являющиеся краевой патологией в республике и выявляющиеся у студенческой молодежи из года в год все больше и больше. Причиной  этих заболеваний  в наибольшей степени является  экологическая недостаточность йода в почве и воде. Характерным проявлением йодной недостаточности является зоб. Однако последствия йодного дефицита  не ограничиваются только развитием зоба. В зависимости от выраженности йодной недостаточности наблюдаются различной степени интеллектуальные нарушения и нарушения физического развития. В районах с тяжелым дефицитом йода (потребление йода ниже 20 мкг/сут) от 1 до 10% населения имеют признаки кретинизма, 5-30% — легкие моторные нарушения и психические расстройства со сниженной способностью к учебе, абстрактному мышлению и социальной адаптации. У 30-70% населения этих регионов отмечается снижение умственных способностей. Имеет место и нарушение полового развития, часто приводящее к бесплодию.  Вышеприведенная статистика красноречиво отражает всю пагубность  этих заболеваний и несовместимость сочетания йододефицитных состояний с учебой, карьерным ростом  и созданием здоровой семьи. Неблагоприятную роль в развитии йододефицитных заболеваний играет характер питания: дефицит в рационе морской рыбы и морепродуктов, богатых йодом, а также мяса и молочных продуктов, содержание йода в которых относительно высоко. Большим подспорьем в профилактике этих состояний является употребление йодированной соли.

Общая заболеваемость снижается к старшим курсам, но наивысшего уровня достигает на втором курсе. Заболеваемость нервной системы и органов чувств, йододефицитные состояния, близорукость, травмы и несчастные случаи к старшим курсам не снижаются.

Разработанная и апробированная нами специальная методика по изучению неучтенной заболеваемости студентов на  основе ежемесячного текущего динамического наблюдения позволила установить, что неучтенными оказываются от 19,3 до 21,0% заболеваний. Это связано с тем, что почти пятая часть студентов при возникновении острых или обострении хронических заболеваний не обращается за медицинской помощью по различным причинам, значительная доля заболеваний остается неучтенной.

Многие потенциальные возможности диспансеризации студентами используются далеко не полностью. Социологический опрос выявил, что 68% учащихся не понимают значения диспансеризации и только чуть более 17% считают прохождение диспансеризации нужным и полезным. Более 60% студентов проходят диспансеризацию только для получения различных справок. И практически никакого внимания ими не уделяется вопросам питания, отдыха и сна.

Недостатком самой системы диспансеризации является то, что основные подразделения вузов, кафедры, факультеты (деканаты) не информированы о студентах, состоящих на диспансерном наблюдении или подлежащих диспансерному наблюдению по причине хронического заболевания. Организация диспансерного наблюдения требует совершенствования и привлечения к лечебно-профилактическому наблюдению за студентами не только врачей, но и деканатов.

Социально-гигиенические исследования семейных студентов, изучение состояния их здоровья, условий воспитания детей и др. установили, что около половины студентов в годы учебы создают семью и имеют детей. 35,8% студенческих семей к моменту окончания вуза имеют детей. 

Более 80% семейных студентов совмещают учебу в вузе с работой. Основная причина совмещения учебы с работой — материальные затруднения. Семейные студенты, имеющие детей, нуждаются в ряде дополнительных и специальных медико-социальных мероприятиях. Из-за недостаточного выполнения лечебно-профилактических мероприятий и санитарно-гигиенического режима как в дородовом, так и в послеродовом периодах отмечается большой удельный вес осложнений беременности у студенток. Более половины матерей-студенток (53,5%) приступают к занятиям через одну-две недели после родов, не используя послеродовый отпуск, только третья часть студенток оформляет академический отпуск на год.

Охрана здоровья студентов должна рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в вузе. Планирование учебно-воспитательной работы, осуществляемое деканатами и кафедрами вузов, должно проводиться с учетом вопросов охраны здоровья студентов. Однако до настоящего времени в осуществлении профилактических мероприятий по охране здоровья студентов не разработана и не функционирует система связи между студенческими поликлиниками, деканатами, кафедрами. Существующий разрыв между этими подразделениями в осуществлении лечебно-профилактического наблюдения за студентами снижает эффективность и качество подготовки молодых специалистов.

Ослабление здоровья молодежи явилось причиной увеличения числа социально дезадаптированных, снижения годности юношей к военной службе, увеличения доли лиц, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению профессионального образования и трудоустройства в прогнозах. Снижение кадрового, интеллектуального, оборонного потенциала государства в настоящее время можно расценивать как угрожающее национальной безопасности России.

 

Статьи из «Здоровье»

Неделя осведомленности о важности иммунопрофилактики

3
Вакцинация осуществляется согласно...

Спасать – это здОрово!

10
Донорский пакет для забора крови постепенно наполняется, а ты лежишь на кушетке и, наблюдая...

По зову сердца

18
Апрель – особенный весенний месяц, который характеризуется пробуждением природы после...

Здоровье родителей – залог благополучной беременности

18
Родители играют ключевую роль в том, чтобы их дети родились и росли здоровыми. Специалисты Роддома №1 в...

Это не должно быть для галочки. Поговорим о современной вакцинопрофилактике

34
В классе, где учится моя дочь, зафиксировали случай заболевания паротитом....

В здоровом теле…

7
Во Всемирный день здоровья (отмечается ежегодно 7 апреля) логичным будет поговорить о… здоровье. Тем более что оно нам, учитывая не самое высокое качество...