Онлайн-доктор в помощь
Участковый был явно недоволен тем фактом, что у больного нет жара, и, несмотря на это, он осмелился вызвать его на дом, а не явился в поликлинику сам.
– У меня сильная потливость, недомогание, – жаловался пациент.
– Да бросьте вы, это всего лишь обычная простуда. Вот на днях женщина с пневмонией пришла, померили температуру – 38,8. И ничего, жива-здорова, – не унимался лекарь.
Понять больного можно. Захворал – не занимайся самолечением, а уповай на квалифицированную медицинскую помощь. И потом, чего ради, будучи нездоровым, он должен тащиться в поликлинику? С одной стороны, есть риск усугубить течение болезни и соответственно состояние здоровья, а с другой, что тоже немаловажно, больной тем самым может распространить заразу. Но ведь и участковый врач по-своему прав: размениваясь на тех, кому достаточно прописать обильное питье и постельный режим, он может не успеть к тем, у кого более сложные заболевания.
Впрочем, с началом нового года в данном аспекте взаимоотношений врача и больного уже не должно возникать противоречий: в России вступил в силу законопроект о телемедицине, инициированный депутатами Госдумы в июле 2017-го. Теперь врачи смогут оказывать помощь на расстоянии, консультируя пациентов по телефону и Интернету.
– В Дагестане, как в целом и во всей стране, востребованность подобного нововведения, заметно облегчающего течение болезни у пациентов и работу медработников, совершенно очевидна, – говорит главный врач Республиканского ортопедо-травматологического центра Марат Кадиев. С его слов, сегодня такого рода виртуальные медицинские услуги оказываются в США, Китае и других экономически развитых странах.
– Насколько эффективными будут обследование и последующее лечение без физического присутствия врача? Все же тут мы говорим об удаленном мониторинге состояния здоровья человека.
– Так называемая онлайн-беседа проходит только в тех случаях, когда первый очный визит к врачу уже состоялся или перед походом к доктору. Ведь все мы прекрасно понимаем, что современные технологии хотя и делают нашу жизнь удобнее, но через монитор компьютера и по экрану телефона невозможно проверить горло больного, прощупать его пульс, измерить давление, температуру. А от того, насколько внимательным будет осмотр, в первую очередь зависят и правильность диагноза, и грамотное лечение. Помогать пациентам онлайн можно будет и в экстренных случаях, и в плановых, и людям, находящимся в стационаре, и тем, кто лечится амбулаторно или вне медицинской организации. Как при оказании первичной медико-санитарной помощи, так и при специализированной, высокотехнологичной, паллиативной. С помощью телемедицины начнут проводить консилиумы врачей, консультации, дистанционно наблюдать за здоровьем пациента. «Заочный формат» будет использоваться как для общения с пациентами, так и между собой, например, если врач нуждается в совете более опытного коллеги, скажем, работающего в одном из ведущих федеральных центров страны.
– То есть о том, чтобы ставить диагноз с учетом полученных виртуальным путем данных, речи не идет?
– Ставить удаленные диагнозы запрещено законом. И опять же, как я говорил, дистанционные консультации не могут заменить первый очный прием врача. Удаленно возможны лишь рекомендации предварительного характера, перед посещением доктора либо с целью откорректировать назначенное на очном приеме лечение.
– Закон хоть и вступил в силу, но применять телемедицинские технологии смогут далеко не все больницы. Что для этого необходимо?
– Требуется специальное разрешение: лечебно-профилактические учреждения должны быть зарегистрированы в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной системы в сфере здравоохранения, а врачи – в Федеральном регистре медицинских работников Единой системы. Это непременное условие. К слову, в нашем центре данная методика внедрена, и в последнее время мы все чаще проводим онлайн-консилиумы и консультации.
– Успели уже проинформировать население республики? Каков процент обращающихся за помощью?
– Информация не только по телемедицине, но и в целом по работе в медучреждении доступна всем. Для этого мы тесно взаимодействуем со СМИ – от печатных изданий до электронных. Наши аккаунты есть в социальных сетях, где население также информируется обо всех новшествах и изменениях, происходящих в больнице. Однако для более глубокого внедрения компьютерных технологий все-таки нужно время. Необходимо развивать эту связь между всеми лечебными учреждениями.
– Определенная часть населения – ретрограды, все новое воспринимается ими в штыки. Как донести до людей мысль об очевидной пользе подобных нововведений?
– Телемедицина удобна не только для жителей отдаленных районов, где может не быть хорошего специалиста, но и городским жителям, которые могут проживать далеко от врача или не иметь свободного времени на его посещение. Лечащий врач после очного приема может установить дистанционное наблюдение за здоровьем пациента, а тот в свою очередь направлять врачу информацию о состоянии здоровья, получать рекомендации, не посещая поликлинику.