Помощь стала скорой
«Каждый рубль, уплаченный вами в качестве налогов, пойдет на решение насущных нужд людей», – так обращался к предпринимательскому сообществу Глава Дагестана Владимир Васильев, настоятельно советуя выйти из «тени». И эти обещания не расходятся с делом: новые объекты водоснабжения, муниципальные дороги, дворовые площадки, школы – строительство идет невиданными ранее темпами.
Рост собственных доходов позволил приступить в этом году к решению еще одной насущной проблемы – обновлению автомобильного парка службы скорой медицинской помощи.
«В этом году наша служба получила 150 новых карет скорой помощи. Из них 108 машин было закуплено на средства республиканского бюджета. Столько новых машин мы ранее никогда не получали! В 2018 году, к примеру, поступило лишь считанное количество новых единиц автотранспорта. Обсуждая планы на этот год, Министерство здравоохранения запланировало выделение 70 новых машин. Но руководство республики изыскало дополнительные средства на эти цели», – рассказывает главный врач Дагестанского центра медицины катастроф Махмуд Карамирзаев.
Обновление автомобильного парка назрело давно. По словам главного врача Центра, по состоянию на 2018 год 80 процентов машин скорой помощи работали со значительным превышением сроков эксплуатации. Для машин этой службы он составляет 7 лет, но медицинским бригадам приходилось выезжать на вызов на автомобилях, многие из которых отработали по 10-12 лет. Это приводило к многочисленным поломкам, а следовательно, и к задержкам выезда на вызовы.
Новые машины поступили прямо с заводского конвейера. Это как отечественные автомобили – «Соболь» и «Газель-Next», так и зарубежные «Форды» (собранные на российских автозаводах).
«У нас ведется журнал учета поломок на линии. Раньше в неделю мы фиксировали только по Махачкале не менее двух поломок в неделю. С поступлением новых машин не было ни одного такого случая», – пояснил Феликс Курбанов, заместитель главного врача Центра по транспорту.
Все новые автомобили оснащены современным медицинским оборудованием, в том числе самого высокого класса «С». Машины такого класса позволяют не только оказывать скорую медицинскую помощь, но в случае необходимости выступают в качестве мобильных пунктов реанимации, причем как взрослой, так и детской.
Врач Магомед Дибиров (на снимке) говорит, что раньше ему было даже неудобно перед пациентами за ветхие машины и старое оборудование. Сейчас – другое дело.
«Смотрите сами, все аппараты абсолютно новые – кардиографы, дефибрилляторы, отсосы. Когда такие комфортные условия работы, врач чувствует себя по-другому, уверенно».
Отметим и то, что в территориальные отделения скорой медицинской помощи и муниципальные больницы переданы 64 машины. Остальные будут работать в Махачкале.
Важно, подчеркнул главный врач ДЦМК, что обновление автопарка будет продолжено в соответствии с принятой республиканской стратегией развития скорой помощи. Она предусматривает до 2024 года обеспечить все населенные пункты новыми машинами скорой помощи. На следующий год ожидается поступление еще 102 автомобилей.
Обновление коснулось не только четырехколесных, но и крылатых машин. В республику поступил новый санитарный вертолет МИ-8 2019 года выпуска, заменивший старую «восьмерку», которая верой и правдой служила с 1993 года.
«С 10 октября новый вертолет совершил 64 вылета в отдаленные районы республики, эвакуировав 70 тяжелобольных. Он может совершать вылеты на расстояние до 1 тыс. км без дозаправки. Раньше санитарный авиатранспорт приземлялся в аэропорту, но это было неудобно с точки зрения логистики, поскольку приходилось тратить драгоценное время на то, чтобы доставить больного в город. Поэтому площадка для его приземления была оборудована здесь же, на территории ДМЦК. Мы планируем приобрести еще один вертолет, поменьше. Он нужен для того, чтобы приземляться в труднодоступных местах, где нет специальных площадок для посадки, что также актуально для нашей республики, где много населенных пунктов расположено в местности с непростым рельефом», – рассказывает Махмуд Карамирзаев.
Замена старого транспорта на новые машины – это важная, но не единственная часть совершенствования работы службы скорой медицинской помощи. Давно назрела технологическая модернизация. Речь идет о внедрении единой автоматизированной системы скорой помощи. Разговоры об этом идут давно, но лишь с недавнего времени начались практические шаги по ее реализации.
Автоматизированная система объединит приём и обработку вызовов, назначение бригад и контроль за оказанием помощи. При этом вся информация автоматически переносится в электронные медицинские карты пациентов. Мобильные бригады медиков получат возможность онлайн-доступа к ним непосредственно с места вызова через планшетные компьютеры.
Внедрение этой системы позволит вдвое сократить время обработки вызовов. Специальное программное обеспечение перенаправляет вызовы между диспетчерскими службами по всей территории республики. Автоматически вызов в форме электронной карточки распределяется в ту медицинскую организацию, которая территориально ближе располагается к адресу пациента.
Сейчас эта система работает в Махачкале в тестовом режиме, но до середины следующего года планируется запустить единую диспетчерскую службу, которая будет управлять в автоматическом режиме машинами скорой помощи по всей республике. «Благодаря республиканскому бюджету мы смогли начать капитальный ремонт здания, чтобы оборудовать в нем современный единый диспетчерский центр. Ждем переезда в новое помещение, тогда запустим систему в рабочем режиме», — говорит Махмуд Карамирзаев.
Несмотря на качественные изменения, в работе службы скорой медицинской помощи еще хватает проблем. Одна из них – нехватка врачей. К примеру, на всю Махачкалу приходится 45 бригад. Хотя по нормативам (одна бригада на 10 тысяч жителей) их требуется не менее 70, если учесть, что официально в городе проживает примерно 700 тысяч человек. Проблему эту не получается решить на региональном уровне: вопросы изменения штатного расписания находятся в ведении федерального Минздрава.