Купить PDF-версию
X
08:45 29.05.2020

Телемедицина в эпоху пандемии

Новая реальность, в которую мы погрузились в эпоху пандемии коронавируса, просто немыслима без Интернета. Угрозы распространения эпидемии вынуждают нас форсированно осваивать технологии дистанционной работы, образования и незнакомой нам еще недавно телемедицины. Дело за малым – активно и масштабно использовать информационные технологии. В Дагестане к этому уже приступили.

С вопросами, насколько активен бизнес в использовании интернет-технологий и велик ли портфель предложений у айтишников для бизнеса и предприятий сферы экономической деятельности, мы обратились к генеральному директору АО «Элект­росвязь» Будуну Будунову.

– Дагестанский рынок IT-услуг растет умеренными темпами, – рассказывает он. – Наибольший рост показывают сегменты хостинга инфраструктуры, техподдержки ПО и оборудования, IT-консалтинга и облачных услуг. Причем именно массовый переход на облачную модель потребления IT-ресурсов послужил главным драйвером динамичного развития всего сегмента в целом.

Интернет-технологии на данный момент опережают возможности бизнеса их усвоить, внедрить и сделать частью повседневной деятельности. В условиях пандемии рынок, конечно, оживился и компании массово стремятся в онлайн. На данный момент мы готовы помогать и помогаем бизнесу развиваться благодаря нашим облачным сервисам SaaS (1С в облаке, почтовый сервер, корпоративный портал и т.д.), BaaS (резервное копирование инфраструктуры заказчика), а также предоставляя всю сетевую инфраструктуру как сервис (IaaS). На базе IaaS клиент может самостоятельно создавать IT-инфраструктуру любой сложности, полностью аналогичную решениям на физическом оборудовании. Это не говоря об уже давно вошедших в обиход облачных АТС и видеонаблюдении.

На данный момент мы обладаем крупнейшим в республике Центром обработки данных, и, начав его строить несколько лет назад, предварительно проанализировав динамику рынка, мы были уверены в его необходимости для развития дагестанского бизнеса. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что мы не прогадали.

– Какова степень доступности Интернета в Дагестане?

– Интернет доступен во всех административных центрах и городах республики, в большинстве сёл. Бесперебойную работу обеспечивает резервирование самых крупных населённых пунктов несколькими волоконно-оптическими линиями связи и сетевым оборудованием. Мы рады, что успели запустить DWDM-кольцо с пропускной способностью 200 Гб/с. Трудности возникают только при длительном отключении электроэнергии.

– Насколько режим самоизоляции отразился на бесперебойной работе Интернета? Наверняка и трафик возрос существенно? Пожалуй, нелегко вам приходится в эти дни?

– Прирост трафика на сегодняшний день составил примерно 30% по отношению к концу марта. Если ранее часом пик был период с 19 до 21 часа, то из-за перехода многих на удаленный режим работы и полный переход обучения на дистанционное час пик наблюдался уже с 9 часов утра.

Для исполнения требований Роспотребнадзора и соблюдения санитарно-эпидемиологических норм нам пришлось часть людей также перевести на удаленную работу, благо, наша компания предполагала подобный вариант событий и заблаговременно подготовилась к такому сценарию, что позволило нам продолжить работу без потерь.

Труднее пришлось тем, кто вынужден перемещаться по городу, по Дагестану, это опасно из-за санитарно-эпидемиологической ситуации. Перекрытие дорог автоинспекцией также негативно сказывается на производительности труда. Люди часами стоят в пробках, их легальные разрешения на работу игнорируются, более того, есть случаи попытки изъятия пропусков и составления протоколов на наших сотрудников.

– Удаленное обучение, на которое перешли республиканские школы, во многом реализовано силами вашей компании. Охарактеризуйте, пожалуйста, с какими проблемами столкнулись ее участники.

– На сегодняшний день мы организовали доступ к сети Интернет в 897 школах. Из них 464 школы подключены нами в прошлом году. В этом доступ получат еще 474 образовательных учреждения в самых отдаленных местах нашей республики. Более того, у нашей компании есть положительный опыт организации дистанционного обучения для детей-инвалидов в рамках контракта с другими операторами связи. В рамках контракта на сегодняшний день предоставлен доступ к Интернету 399 детям.

– Однако не всё, как показала практика, складывается успешно.

– Ну, прежде всего потому, что ни родители, ни ученики, ни преподаватели не были готовы в полной мере к переходу на дистанционное обучение. Всем пришлось учиться пользоваться разными программами, такими, к примеру как zoom, skype, обучающими платформами uchi.ru, dnevnik.ru и другими, с которыми многие столкнулись впервые. Операторам связи, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в республике, приходилось в оперативном порядке осуществлять подключение к сети Интернет всех желающих, а также устранять обрывы и аварии 24/7.

Многие пользователи столкнулись и с аппаратными проблемами с компьютером и периферией. Однако определенно ясно – за дистанционными технологиями будущее. Речь не об отказе от традиционного формата обучения, а о том, что, используя активно информационные технологии в обучении, можно добиваться куда большей результативности и эффективности образовательного процесса.

– Наряду со сферой образования, еще более востребована в настоящем информатизация медицины. Насколько дагестанские медицинские учреждения используют возможности современных информационных технологий в своей повседневной практике?

– Думаю, в этом деле мы только в начале пути. Ведем активную работу по внедрению системы PACS в медучреждениях – это система для централизованного приема, хранения исследований, передаваемых со специализированного цифрового медицинского оборудования с возможностью удаленной работы с данными исследованиями через веб-портал. Система снижает затраты на содержание дополнительных рабочих мест, упрощает возможность продемонстрировать или передать исследование другому врачу, так называемому второму мнению, или для коллективного исследования результатов обследования.

К примеру, житель республики может провести МРТ/КТ-исследование, цифровой рентген в любом мед­учреждении, где есть соответствующее оборудование, а результаты для получения заключения направить любому специалисту на свой выбор, например, в Москву или Санкт-Петербург. Если раньше для этого требовалось лететь лично, чтобы попасть к специалисту с результатами исследований или искать иные пути доставить снимки, диски до нужных врачей, то сейчас достаточно предоставить врачу определенный код доступа, который позволит ему ознакомиться с исследованиями. То есть никуда не выезжая, можно получить заключение столичных специалистов, что особенно актуально для жителей Дагестана в сложившейся ситуации.

На сегодняшний день мы осуществили подключение оборудования МРТ Республиканской клинической больницы к системе PACS, уже более 400 исследований хранятся на наших ресурсах, у сотрудников медицинского учреждения есть доступ к результатам исследований, что позволяет удаленно их изучать и выдавать заключения.

К сожалению, в связи с пандемией эта работа, проводимая нами совместно с РКБ, временно приостановлена, но после снятия режима повышенной готовности нами запланировано подключение к системе PACS МСКТ-оборудования в других медицинских учреждениях.

Большая часть больниц, поликли­ник, амбулаторий, фельдшерско-аку­-
шерских пунктов республики являются нашими абонентами. Для предоставления бесперебойной связи медицинским учреждениям мы в срочном порядке проводили работу по организации резервных каналов связи. Уже давно работает электронная запись к врачу (проект РМИС) и телемедицина, в том числе для проведения ВКС, развёрнут доступ к облачному 1C. Силами нашей компании обеспечивается работа каналов связи между МЧС по РД и всеми медицинскими учреждениями по республике.

– А какие технологические решения есть для медицины для более результативной борьбы с эпидемией коронавируса?

– В настоящем необходима большая мобильность врачей, а следовательно, удобные в работе системы коммуникаций и взаимодействия медицинских учреждений и специалистов. Для оптимизации деятельности больниц мы можем предложить создание единой транспортной IT-сети всех медицинских учреждений, внедрить единую программу автоматизации процессов (например, Битрикс24) для организации оперативного взаимодействия врачей между собой.

Мы обладаем всеми телекоммуникационными возможностями, в том числе штатом программистов, поэтому готовы выполнить любые задачи, поставленные Министерством здравоохранения в телекоммуникационной и информационной сфере и оказать помощь в борьбе с коронавирусом согласно поставленным задачам.

Статьи из «Коронавирус»

Ковид по-прежнему с нами

168
Нет, все-таки история с ковидом ничему нас не научила: определенная часть населения привычно...