Выдающийся врач мусульманского средневековья

Речь идет об Абулкасиме аз-Захрави. Он не из мусульманского Востока, но формировался как философ, ученый и врач на основе арабо-мусульманских научно-культурных традиций. Поэтому есть смысл хотя бы в тезисном порядке охарактеризовать эти традиции.
В своих монографиях и научно-популярных статьях в средствах массовой информации мы на основе анализа источников и публикаций зарубежных и российских востоковедов подчеркивали, что в мусульманском средневековье формировались новая культура, новая цивилизация, которые стали вершиной мировой культуры и цивилизации того времени.
В период возникновения ислама арабы отставали в культурном развитии от народов завоеванных ими стран. Но их халифы осознали значение науки и культуры для молодой империи и систематически снаряжали научные экспедиции в завоеванные ими другие страны для сбора источников, в которых были отражены научные и культурные достижения. Если невозможно было выкупить те или иные источники, то переписывали их. Собранные таким образом материалы античности сосредотачивали в дворцах науки.
Здесь работали и переводчики, переводившие на арабский язык собранные материалы. Так, исходной основой арабо-мусульманской культуры служили греческая философия, индийская математика, греческая и индийская медицина, иранская художественная культура и т.д. Это было одной из главных причин взлета арабо-мусульманской науки и культуры в средневековье.
Другая главная причина – покровительство властей их развитию. Вряд ли была в то время где-либо такая практика, чтобы правители систематически направляли экспедиции для изучения культурно-научного наследия других народов, приглашали наиболее талантливых ученых, поэтов и писателей, музыкантов и певцов, мастеров различного художественного дела в дома науки или в свои дворцы. Да и многие халифы сами занимались наукой. Не будет излишним сказать, что человечество обязано арабским халифам и арабо-мусульманским ученым за то, что они сохранили много источников и сведений о научных достижениях стран Древнего Востока, античной Греции и Рима. Ислам не мешал, а способствовал развитию науки и культуры. В тот период халифы сосредотачивали всю светскую и духовную власть в своих руках, и многие из них больше интересовались фактическими светскими делами страны. В результате здесь выросли выдающиеся философы: («Братья чистоты», ал-Кинди, Ибн Туфейль, ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рошд, Ибн Халдун и др.), математики (Мухаммад ал-Хорезми – создатель алгебры и автор многих математических и геометрических трудов, Абу-Муса Джабир – математик и астроном, Ахмед ал-Фергани, ал-Бируни, ал-Батани, Омар Хайям, Насир ад-дин Туси, Уллугбек — авторы многих математических и астрономических трудов).
Европейские исследователи науки мусульманского средневековья и советский ученый Г.П. Матвеевская называют имена более 70 математиков, внесших важный вклад в развитие массовой математической науки. В становлении физики и химии значительную роль сыграли Ал-Хазини, оптики — Ибн Хайтам и другие.
Известно, что мировая медицинская наука встала на крепкие ноги благодаря трудам арабо-мусульманских медиков (Закария Рази, Ибн Сина, аз-Захрави, Ибн Рошд, Маднауси и т.д.) Пятитомный труд Ибн Сины «Канон врачебной науки» около 600 лет служил настольной книгой мировых медиков, издавался более 80 раз на более чем 70 языках мира.
В европейской литературе по истории медицины помещены очерки о 72 медиках мусульманского мира.
В арабском халифате получили расцвет почти все виды культуры и искусства. Здесь было так много талантливых художников, поэтов и писателей, творениями которых до сих пор восхищается весь мир. Энгельс назвал народы мусульманского Востока народами поэтического мышления. Да и языки арабов, персов, турок и других звучат как поэзия.
Главные достижения арабов в науке и культуре были при Абасидах, пришедших к власти на смену Омейядам. Но при них в Х веке арабский халифат распался. Междоусобная борьба привела к застою, а затем во многом к отходу от достижений науки и культуры. Но вскоре в мусульманской Испании образовался Кордовский халифат, который продолжал и развивал арабо-мусульманские научные и культурные традиции. Как известно, с приходом к власти Аббасиды истребили весь род Омейядов, хотя он давал согласие подчиниться им. Только одному из этого рода Эмиру Абдурахману удалось убежать из своего имения в Ираке в Андалусию (Испанию) и при помощи ряда племен захватить власть в Кордове и основать Омейядский халифат. Он достиг выдающихся успехов в сфере науки и культуры благодаря переводам достижений арабо-мусульманского Востока и усвоению их. Здесь арабский язык стал языком науки и культуры, хотя евреи были основными переводчиками и активными участниками развивающейся здесь культуры. Многие европейские востоковеды называют эту культуру арабо-еврейской. Здесь было немало еврейских ученых, вносивших вклад в общую науку. Через Сицилию эта культура проникла в Европу, а в ней была возрождена и поднята на высокую ступень античная культура, и поэтому она послужила одним из главных факторов европейского ренессанса.
Наибольшую популярность в мусульманской Испании и в Европе приобрели ученые – энциклопедисты: мусульманин Абу-Валид Ибн Рошд и еврей Маймонид. Считается, что Ибн Рошд был советником халифа, врачом и воспитателем его семьи. К сожалению, нет работ о его медицинском творчестве, только встречаются несколько названий. Но о нем как о философе написано немало. Важно отметить, что он одним из первых в мире попытался обосновать концепцию двойственной истины – научной и религиозной — и определить их сферы. Научная сфера – изучение реальных процессов природы и общества, религиозная сфера – духовно-нравственная жизнь. Он считал, что наука и религия будут существовать и параллельно развиваться, подчеркивал, что религия играет большую роль в жизни общества, если бы не было, то следовало придумать ее. Это нельзя понимать в том смысле, что существующая религия (ислам) придумана. Этими словами он подчеркивает, что для тех, кто не понимает или не разделяет научные знания, необходимо другое, доступное им религиозное объяснение. Эта концепция двойственной истины с какими-то дополнительными объяснениями имеет широкое распространение в зарубежных мусульманских странах.
Это изучение Ибн Рошда под названием его латинского имени – Авероэс (отсюда авероизм) получило распространение в европейских странах, оно преподавалось до XV века в университетах Испании, Голландии, Франции и служило там оппозиционным прогрессивным силам. Затем была запрещена церковью. Следует подчеркнуть, что теперь со всего мира приезжают в Кордову туристы, чтобы увидеть своими глазами неповторимые архитектурные объекты, в первую очередь знаменитую Альгамбру. В этой среде вырос и приобрел популярность врач Абул-касим аз-Захрави (умер в 1009 г.). В Европе известен как Абулкасис.
Представляется, что это введение поможет слабо знакомому с этой культурой читателю лучше понять ее.
Абул – Касим Халаф Ибн-Аббас аз-Захрави из города Захрави, находящегося недалеко от Кордовы, был придворным врачом халифа. Он оставил много сочинений по медицине: энциклопедический труд «Руководство для того (врача), который не в состоянии составлять (таковое) по известным источникам как его книга». Этот труд называют большой книгой Захрави или коротко «Китаб аз-Захрави». Это сочинение состоит из 30 самостоятельных трактатов. Каждый из них посвящен отдельным проблемам медицины, болезням и их лечению. Как пишут ученые, знакомые с его медицинским творчеством, он с большим знанием объясняет анатомическое строение человеческого тела, диагностику на основе симптомов. Каждой болезни посвящается отдельный том, там он излагает сложившееся представление о болезни и его лечении и в случае несогласия излагает свое мнение. Но из его сочинений наибольшую популярность в Европе и в мусульманском мире приобрела «Хирургия и инструменты» (имеются в виду хирургические).
По словам академика Буниятова и европейских исследователей, он обладал особым талантом в хирургии, делал сложнейшие для того времени операции. Укажем на некоторые из них: накладывал швы, проводил лечение паховых грыж, ампутации ног, даже трепанации черепа.
В его медицинской деятельности можно считать новым, по сравнению с античностью, прижигание – каутеризация. Для остановки кровотечения прижимался сосуд пальцем с последующим прикосновением к нему раскаленным железом. Для прижигания применял азотнокислое серебро. Тогда не знали природу воспаления, не умели бороться с заражением ран. В этих условиях прижигание было оправдано. Захрави обвинял в невежестве лекарей, указывал, что они не учатся, не извлекают знания из книг и наблюдений.
Он подчеркивал, что механическое заучивание не годится в медицине, и не умеющий самостоятельно мыслить и принимать близко к сердцу страдания больного не имеет права быть врачом. В наставлениях своим коллегам-врачам предлагал избрать для себя кротость, осторожность, а для своих больных – мягкость и настойчивость.
«Используйте лучший путь, который ведет к здоровью и счастливому исходу, очищайтесь от всего подозрительного в вашей духовной и мирской жизни. Это увековечит ваше честное имя и возвысит ваши удачи в этом и в другом мирах».
Его успех в хирургии объясняется, видимо, и тем, что он обладал мастерством изготавливать нужные инструменты. Утверждается, что аз-Захрави изготовил более 120 хирургических инструментов, многие из которых до сих пор используются в хирургии.
Его книга по хирургии издана около 40 раз на европейских и других языках, служила настольной книгой многих хирургов. Он представляется в европейской литературе как связующее звено между восточной и западной медициной, пользовался большой популярностью в Европе. И в наше время он не забыт. В истории мировой медицины аз-Захрави характеризуется как выдающийся медик средневековья.
Статьи из «Здоровье»
Больница особого назначения

Специалисты Республиканского наркодиспансера рассказывают, как провести майские праздники без вреда для здоровья

Жителям Дагестана рассказали, что нужно знать о здоровом долголетии

Как долго жить здоровым

Неделя активного долголетия

Лучший уролог республики

В корпоративных программах укрепления здоровья на рабочем месте участвует более 100 тысяч дагестанцев

О важности сохранения здоровья на рабочих местах
