Запрос не дал результатов
Почему, собственно, такое внимание этой теме? Потому, что государство выделяет на эти цели огромные средства, стало быть, заботится о гражданах. Мы же, журналисты, передаем настроения людей, которые должны почувствовать изменения на себе, о чем в ходе недавнего совещания с руководителями органов государственной власти, главной темой которого стала реализация в республике проекта «Бережливое правительство», говорил и Глава Дагестана Владимир Васильев. И его призыв к представителям СМИ и общественности к более тесному взаимодействию с целью оценить реальное положение дел не может оставить нас равнодушными.
Да, процессы укрепления доверия населения к власти идут тяжело, поэтому министерствам и ведомствам, на которые возложено решение конкретных задач, нужно объяснять людям, что улучшения от проводимых мероприятий они, пусть и не сразу, но непременно почувствуют. А еще необходимо требовать у своих подведомственных учреждений выстраивать системную работу, отвечающую надеждам большинства.
Спору нет, начинать что-то с нуля всегда непросто. И новое, как правило, воспринимается не всеми сразу. Взять для примера форму электронной записи к врачу посредством Единого портала государственных услуг (ЕПГУ), призванной повысить эффективность оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий.
Но мы, пациенты, в большинстве своем предпочитаем идти на прием по принципу живой очереди, врачи же продолжают работать по старинке. Как в такой ситуации медицинские организации планируют переходить к ведению всей документации в электронном виде, мне лично непонятно.
Бесплатно – не значит хорошо
Тут дело не в критическом мышлении и скептицизме, хотя оснований быть недовольным государственной медициной у меня не меньше, чем у бабушки-пенсионерки с соседнего двора. Беспокоит что-то – тут же бежишь в поликлинику, а там…
Ну не лечат должным образом, не уделяют надлежащего внимания пациенту. И ничего другого не остается, кроме как обращаться к частному специалисту.
Вот в один из выходных дней сделал УЗИ внутренних органов, не поскупившись ради такого дела своими кровными тремя тысячами. Минусы очевидны, вернее, один-единственный, – пришлось раскошелиться. Но плюсы перевешивают: не отпрашиваешься на работе, максимально комфортная обстановка, приветливое отношение медперсонала и, что немаловажно, отсутствие очередей.
Да кому я рассказываю? Сами прекрасно знаете – качество бесплатного медобслуживания сегодня оставляет желать лучшего, это ни для кого не секрет.
Наряду с этим одна из главных проблем нашего здравоохранения, конечно, – очереди. Сначала у регистратуры, затем у кабинета врача. Электронная форма записи через «Госуслуги» призвана сократить время ожидания. Но многие ли наши родственники, друзья, знакомые пользуются этой услугой? Они наверняка даже не знают о существовании такой формы записи. Впрочем, не будем спешить с выводами. Поставим вопрос иначе: доступен ли столь полезный сервис жителям республики сейчас?
Электронная форма записи через «Госуслуги» призвана сокра-
тить время ожидания. Но многие ли наши родственники, друзья, знакомые пользуются этой услугой? Они наверняка даже не знают о существовании такой формы записи
Для начала небольшой инструктаж. Если раньше вы никогда не пользовались порталом государственных услуг, придется пройти процедуру регистрации. Процесс займет не более 5 минут. Чтобы получить доступ к регистратуре, достаточно стандартной учетной записи, для получения которой необходимо указать в личном кабинете паспортные данные и СНИЛС. После этого выбираете из списка свою поликлинику, врача необходимого профиля и доступные для записи дату и время визита. Затем будет сформирован талон, доступный для печати. В любой момент его можно найти и в личном кабинете. Система позволяет в случае необходимости отменить запись. Воспользоваться в электронном виде услугой «Запись к врачу» можно также через приложение «Госуслуги», которое доступно для всех популярных мобильных платформ.
Вроде бы всё понятно. Теперь приступим.
А воз и ныне там…
Постоянные читатели нашей газеты знают, что не так давно мы уже пытались разобраться, как работает запись через Интернет на примере дагестанских медучреждений, и делились своим личным опытом («На прием к врачу без очереди», «ДП» от 28.02.2019).
Причины, по которым нам тогда не удалось максимально быстро, без задержек попасть к врачу, были самые разные. В первую очередь имела место неосведомленность самих медицинских работников. Плюс к этому технические ошибки на портале типа: «что-то пошло не так», «пожалуйста, обратитесь в службу поддержки», «временный сбой в работе».
С той поры, к сожалению, мало что изменилось. Хотя еще в конце прошлого года в республиканском Минздраве нас заверяли, что работы по введению электронной очереди путем предоставления медицинских услуг через ЕПГУ будут завершены к 25 декабря. Отмечалось также, что медицинские информационные системы, установленные в ряде медучреждений республики, должны быть интегрированы с региональной медицинской информационной системой и затем получить выход в «Госуслуги». Неужели всё это так и останется на уровне разговоров?
В ногу со временем?
Инициатива, направленная на снижение административных барьеров и повышение доступности государственных и муниципальных услуг, — безусловно, хорошо. Электронная форма записи может быть очень полезной и востребованной среди населения, однако система опять-таки несовершенна (хочется верить, что это временное явление).
Судите сами. Вот заходим мы на портал, выбираем регион, лечебно-профилактическое учреждение (остановили свой выбор на городской клинической больнице №1, что в Редукторном поселке Махачкалы), переходим к следующей графе – «Медицинская услуга» и… сталкиваемся с неразрешимой проблемой: появляется обычная для таких ситуаций формулировка – «Запрос не дал результатов».
Кстати, адреса городских поликлиник и больниц, не говоря уже о телефонах, указаны не везде, что значительно усложняет поиск. И ладно, если речь идет об условном селении Тпиг, административном центре Агульского района, где найти местную ЦРБ вряд ли составит большого труда. В густонаселенной же Махачкале указание точных координат напрашивается само собой.
Идем дальше. Республиканский центр охраны здоровья подростков и студенческой молодежи – ситуация повторяется. Поликлиника №5, онкологический центр, офтальмологическая больница, детский пульмонологический центр – безрезультатно.
В центре поддержки пользователей «Госуслуг» нам сообщили, что форма записи на приём показывает медицинские услуги, доступные по прикреплению по полису ОМС. При этом сама организация и информация о вашем прикреплении должны быть внесены в региональную медицинскую информационную систему.
«Если имеется прикрепление, но услуга недоступна, нужно уточнить в медучреждении, правильно ли внесены ваши данные в систему. Обратитесь в регистратуру поликлиники», – посоветовали специалисты портала. Мы так и поступили. И что в итоге? В регистратуре городской клинической больницы №1 подтвердили, что записаться на прием к врачу через «Госуслуги» в данный момент невозможно (причины неизвестны), при этом предоставили номер call-центра клиники (94-03-03), позвонив по которому, «оператор внесет ваши данные в базу, и вы сможете прийти к нужному специалисту в любое удобное для вас время».
Друзья, а как же сервис электронной записи, созданный для удобства больных? Этот вопрос остается открытым. Долго, очень долго мы раскачиваемся. То ли не хотим, то ли попросту не способны идти в ногу со временем.