Сетевое издание «Дагестанская правда»

09:00 | 07 марта, Вс

Махачкала

Weather Icon

Доверяй, но проверяй

A- A+

На семинарах с главами сельских поселений, при встречах, беседах с муниципальным активом слушатели часто задают вопросы о муниципальном контроле. Рассказать о полномочиях органов местного самоуправления в этой сфере наш корреспондент Ахмед Магомедов попросил исполнительного секретаря Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Дагестан», заслуженного работника государственной службы Республики Дагестан Гасена Балатова.

— Каковы полномочия представительного органа при организации и осуществлении муниципального контроля?

— Согласно статье 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и соответствующей статье Закона Республики Дагестан о местном самоуправлении в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Довольно распространенным является контроль представительного органа за деятельностью исполнительного органа. Широко практикуются отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации перед представительным органом, доклады руководителей отраслевых и функциональных органов местной администрации перед комиссиями представительных органов.

Действенными формами контроля являются обращения депутатов и депутатские запросы. Для четкой организации депутатского контроля представительному органу следует принимать положение, регулирующее осуществление данной деятельности.

Представительные органы вправе самостоятельно осуществлять контроль за: исполнением принятых правовых актов; исполнением местного бюджета; соблюдением бюджетного процесса, порядком использования кредитных ресурсов и ассигнований, средств целевых бюджетных фондов; выполнением муниципальных программ и планов социально-экономического развития; порядком управления и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса РФ представительные органы местного самоуправления получают необходимые сопроводительные материалы при рассмотрении проекта местного бюджета, а также оперативной информации о его исполнении. Такая же практика сложилась в большинстве муниципальных образований и при принятии и обсуждении хода выполнения муниципальных программ и планов социально-экономического развития территорий.

— Расскажите, как осуществляется финансовый контроль?

— В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 131-ФЗ контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении; за исполнением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Органы муниципального финансового контроля осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местного бюджета.

Предварительный контроль производится в ходе обсуждения и утверждения проектов местных бюджетов и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам.

Текущий контроль осуществляется в ‘ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения местных бюджетов и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов.

По линии исполнительных органов муниципальных образований финансовый контроль осуществляется финансовыми органами муниципальных образований.

— В чем выражается контроль избирательных комиссий?

— Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает компетенция избирательных комиссий. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума и голосования по вопросам, определенных законом.

Основной контрольной функцией избирательной комиссии муниципального образования является контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на территории муниципального образования.

— Органы и должностные лица местного самоуправления при выполнении регулятивных, разрешительных, руководящих, организационных функций разве не осуществляют контрольные полномочия?

— Хороший вопрос. Безусловно, действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления лесной, земельный, жилищный контроль, а также контроль за размещением рекламы. Так, согласно статье 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки городских и сельских поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земли. В соответствии с ФЗ № 131 за поселениями и городскими округами закрепляется осуществление земельного контроля за использованием земель на их территориях.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Статья 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относит осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
В муниципальных образованиях могут создаваться структурные подразделения, осуществляющие муниципальный контроль. Так, например, определенный опыт накоплен контрольным управлением администрации городского округа «город Махачкала». Оно в соответствии с планами работы администрации городского округа и по отдельным поручениям главы города проводит проверки деятельности структурных подразделений администрации. По итогам проверок вносит соответствующие предложения, рекомендации, оформляет их в установленном порядке, а при необходимости готовит проект постановления главы города.

Эффективный муниципальный контроль является одним из рычагов противодействия коррупции, обеспечивает прозрачность деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Интересующимся вопросами контроля могу посоветовать учебное пособие «Правовое регулирование организации и осуществления местного самоуправления» (Москва, 2009 г.). И конечно, необходимо знать и правильно пользоваться федеральными и республиканскими правовыми актами.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Экономика»