Сетевое издание «Дагестанская правда»

14:00 | 24 ноября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Как 150 лет назад Хажияв платье покупал

A- A+

В прабабушкином платье и платке Патимат из села Гонода выходила замуж. И говорит она, что другого такого больше не встретить во всем мире. И ей веришь. Послушайте и вы.

Наряд хранит в бабушкином сундуке – таком же старинном, как и само платье. Впрочем, и то, и другое – семейный раритет, доставшийся от прабабушки.

– Мне рассказала мама, а ей ее мама, что, несмотря на тяжелые времена, женщины всегда любили наряжаться. Досыта не ели, но старались скопить денег хотя бы на одно нарядное платье. Отдавали даже последний кусок хлеба, но наряд должен был быть. А папа мой тоже рассказывал, что за такое платье предки готовы были продать и землю, и ота­ру овец, но не все имели такую возможность. Этому платью 150 лет. И отец моей прабабушки обменял его на рынке на всё свое состояние. А пояс серебряный в комплект не входил, за него пришлось платить отдельно.

У старинного платка тоже своя история, тесно переплетенная с судьбой семьи, он тоже перешел по наследству вместе с платьем. И он покрывал голову невесты в день свадьбы. Когда-то ее прабабушки, потом мамы, а в свое время и Патимат. И он будет еще жить долго-долго и ни раз еще увидит свет. И сегодня свадебное платье хотя и считается антиквариатом, но часто выходит в люди, так сказать. По особым случаям – праздникам. Мой журналистский интерес, как видно, посчитали важным, потому реликвию достали.

Я тем временем почему-то уверена, что у наряда есть какая-то тайна. Ну не может быть так, чтобы просто передавали по наследству. Должно же быть что-то, от чего бы кровь закипала или стыла.

– Пока в доме есть это платье, пока оно дышит, хранит в доме баракат, счастье. Можно сказать, оберегает. И папа моей прабабушки, которого звали Хажияв, завещал беречь его и передавать из поколения в поколение, – говорит Патимат Юсупова. Она тоже передаст его своей будущей невестке.

Откуда и как наряд попал на гонодинский, а может, и на другой базар в Дагестане, доподлинно неизвестно. Но вот пояс с золотой тесьмой, по словам его нынешней владелицы, вышивали ханские дочери. Вы уже поняли, что у наших прабабушек был отменный вкус. Каждый костюм – произведение искусства, и не зря традиционные наряды обшиты подвесками, бляшками, монетами, цепочками, бусинами. Наши предки, вешая металлические или серебряные подвески, верили в магическую силу металла и в его способность отгонять злых духов. С вышиванием та же история. Каждый элемент, фрагмент, превращаясь в знаки, символы, нес в себе сакральную функцию – оберегал или разрушал.

Патимат Юсупова переодевается в наследство, за годы ставшее антиквариатом, накидывает на голову расшитый цветами платок, берет в руки иголку, нитки, пяльцы и приступает к любимому занятию. На базе гонодинского историко-краеведческого музея (филиал Национального музея РД им. А. Тахо-Годи ) Патимат и Салтанат Юсуповы возрождают традицию вышивания гладью и обучают молодых горянок. Патимат занимается вышивкой более сорока лет. И сейчас, рассказывая историю о том, как всё начиналось, не выпускает из рук иглу и, даже не глядя, делает стежок за стежком. Расцветают цветы, как на большой поляне, и от одного вида поднимается настроение, а вместе с ним и интерес. Но такому делу за день, два, три не научиться, нужно время и терпение. Самые яркие цветы – для молодых девушек, для женщин постарше – тона поскромнее.

Каждый элемент, фрагмент, превращаясь в знаки, символы, нес в себе сакральную функцию – оберегал или разрушал

– Будучи еще студенткой, принимала заказы и целыми днями вышивала, – рассказывает мастерица. – На изготовление одного платка уходит более двух месяцев. Ткани и нити только натуральные: либо шерсть, либо крепдешин. И в продаже их практически нет. Невестам в чемодан заказывают белые платки, для взрослых потемнее, как и в случае с расцветкой цветов.

А на фоне всех ее рассказов развешаны красные, желтые, зеленые, белые, голубые платки. Они, между прочим, частые участники всевозможных выставок, фестивалей, побывали в Серпуховском историко-краеведческом музее. Патимат надеется, что интерес к ремеслу вернется и для молодых девушек вышивание станет главным хобби, тем более что это не только красиво и очень по-женски, но и лучшее успокоительное в суматошной реальности. А спокойствие нам всегда необходимо…

Комментирует кандидат исторических наук Фатима Гаджалова:

«Для вышивки народов Дагестана характерно большое разнообразие традиций. По нашим подсчетам, в республике получили развитие более 15 видов техник вышивки, изготовления басонных изделий и бахромы. В XVI – первой трети XX вв. здесь развивалась вышивка некрученым шелком на хлопчатобумажной основе (кайтагская вышивка), в XIX – начале XX вв. были распространены вышивки золотой нитью вприкреп, тамбуром, гладью, вышивки с жемчугом, с бисером. В начале XX в. вышивали гладью, сочетая золотые нити с цветным шелком. Получили развитие вышивка гладью с шелком, вышивка с блестками. В это же время появились комбинированные техники счетной глади с крестиком».

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»