Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 25 сентября, Пт

Махачкала

Weather Icon

Китайский фарфор в Махачкале

A- A+

Фарфор, как мы знаем, приблизительно в VI в. изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достиг в XV и XVI веках, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попало в Европу. Позже производство фарфора освоили японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веках голландцы, захватывая их с собой по водному пути.

Черепок японского фарфора по качеству уступал китайскому, но декор его был значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

Попадая в Европу с начала XIII в., восточный фарфор вставлялся ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Большой интерес к восточному фарфору в Европе поддерживался еще и легендой, якобы китайский фарфор способен обнаружить присутствие яда в еде. В Европе пальма первенства в фарфоре принадлежала немцам. В марте 1709 г. благодаря алхимику Иоганну Фридриху Бетгеру был раскрыт состав настоящего твердого фарфора. После дополнительной проверки с участием специальной комиссии в январе 1710 г. в городе Мейсене было открыто производство этого благороднейшего и наиболее совершенного вида керамики.

Дагестанский музей изобразительных искусств обладает богатой и разнообразной коллекцией фарфоровых изделий — разнообразной по времени производства, по школам и стилю. В музейной коллекции представлен и известный во всем мире севрский (французский) фарфор. Это произведения XVIII – XIX вв. Во Франции фарфор начали производить еще в 1673 г. в Руане и в Сен-Клу в 1702. Но в этот период он был мягким. Мягкий фарфор не считался совершенным, т.к. жароустойчивость и крепость его намного ниже настоящего твердого фарфора, хотя мягкий фарфор прозрачнее и его цвет нежнее, иногда почти сливочного тона. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему пример изделия старого Севра, который со второй половины XVIII в. приобретает все большую известность. А в эпоху Наполеона Севр стал задавать тон европейской фарфоровой продукции.

Рассматривая музейную коллекцию: тарелки, чашки, блюдца, набор для пряностей из 4-х предметов, чернильницу, чувствуешь особую тонкость и рафинированность севрских изделий. Среди столовой посуды этого завода особо выделяется глубокая тарелка из «Бирюзового с камеями» (на снимке) сервиза Екатерины II. Тарелка имеет голубой цвет. В декоре большое внимание уделялось краскам фона. Самой известной и выдающейся была интенсивная подглазурная, королевская – синяя, которая использована в данном сервизе. Украшена тарелка позолотой, цветочными гирляндами и вензелем императрицы в центре зеркала (лицевой поверхности дна). По бортику как своеобразная дань классицизму расположены медальоны, имитирующие разные античные камни-камеи. Этот десертный сервиз был заказан императрицей в 1775 г., исполнен в 1778-79 гг. Специально для него были созданы новые формы. Состоял он из 744 предметов. Над его отделкой работали позолотчики и живописцы, такие известные мастера, как Дюплеси (королевский ювелир), Фальконе и Буазо. По технике он стоит выше всего, что дала Севрская мануфактура в этот период. Особенно хороша позолота, покрытая тонкой гравировкой, а также живопись цветов и медальонов, которых по несколько на каждом предмете.

Особого упоминания заслуживает еще один экспонат – настольная чернильница, состоящая из 3-х предметов: чернильный прибор с крышкой. Тонко расписанный гирляндами цветов и золоченым орнаментом по бирюзовому фону. Рельефное подножие переходит в дерево с дуплом и птицей на ветке. Подножие вмонтировано в бронзовое основание с двумя декоративными ветками из золоченой чеканной бронзы.

Фарфоровые изделия давно уже перестали быть предметами роскоши, доступными только привилегированным слоям общества. Но уникальные предметы, созданные столетия назад и имеющие историко-художественное значение, хранятся в музеях.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Культура»

  • Приглашают «Порт-Петровские Ассамблеи» 

    Впервые за годы проведения мероприятия в связи с сохраняющейся сложной санитарно-эпидемиологической...

    15

    24 часа назад

  • Каждое изделие — эксклюзив 

    Вглядитесь в этот браслет (внизу) – сдержанный, стильный, органичный. Алмазные грани будто ловят лучи солнца,...

    102

    1 день назад

  • Музыка объединяет 

    Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи» уже второе десятилетие знакомит...

    9

    1 день назад

  • На встречу с прошлым и настоящим 

    Звучит барабан, звенят браслеты, завязывается узелок на ковре, на гончарном круге «растет» кувшин,...

    47

    2 дня назад

  • Почти как люди: фильмы про роботов 

    Совсем недавно представления о роботах связывались с грубой механической машиной, говорящей металлическим...

    8

    3 дня назад

  • Исполняя заветы предков 

    Террор и насилие – страшные слова, за которыми сотни тысяч жертв. К сожалению, в истории нашей республики...

    19

    3 дня назад