Сетевое издание «Дагестанская правда»

08:00 | 24 ноября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Мастер светового эффекта

Театры
A- A+

Коллектив Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая готовится к новому спектаклю. Пока актеры репетируют на сцене, а режиссер дает ценные указания, мы с Мадиной Омаровой, художником по свету, беседуем о ее профессиональной деятельности и о том, как один и тот же спектакль можно показать по-разному.

– Мадина Измутдиновна, как начиналась ваша карьера?

– Я пришла в театр устраиваться в швейный цех. Там не нашлось вакансии, и директор предложил мне работать осветителем, а в перспективе занять должность художника по свету. Согласилась я, скажу вам, без особого желания. Но потом эта работа мне настолько понравилась, что вот уже 17 лет я не допускаю мысли, что могла бы реализовывать себя в другой специальности. Поначалу была помощником, училась у талантливой Фатимы Бахмудовой. С 2010 года по сей день – художник по свету.

– А в последующем вы получили профобразование?

– По образованию я юрист соцобеспечения и швея. Дизайнеров по свету, как нас называют на Западе, в республике не готовят. Но это стимулирует на поиски и выявляет самородков. Среди художников по свету есть замечательные мастера, специалисты высокого уровня. Этому нелегкому делу мы учимся другу у друга. Во время репетиций устанавливается один общий свет. Режиссер дает команды: когда день, а когда ночь, где показать рассвет, а где отобразить закат. Актеры вживаются в роли. Затем начинается работа со светом и звуком.

– С каким из спектаклей вам больше всего нравилось работать?

– Спектакль – это история, и каждый по-своему интересен. «Гуглахай» – первая постановка, в которой я как осветитель принимала участие. Красивая инсценировка, актеры, одетые в яркие театральные костюмы и раскачивающиеся на качелях, произвели на меня неизгладимое впечатление. Как художник по свету самостоятельно, работала на малой сцене со стареньким пультом по сказке «Черная бурка». В этом спектакле мы использовали световой эффект снега.

До пожара в 2007 году у нас было хорошее оборудование. В малом зале, в который мы позже перешли, каких-то грандиозных световых эффектов, разумеется, быть не могло, вручную меняли даже фильтры на прожекторах. Чтобы хоть как-то скрыть технические недостатки, ставили дополнительные прожекторы. После восстановления театра для обучения на новом оборудовании к нам приезжал специалист из Краснодара Алексей Туголуков.

– Мадина Измутдиновна, а можно ли с помощью света один и тот же спектакль сделать абсолютно разным. Как воспримет это зритель?

– Можно. Но менять свет в спектакле по своему усмотрению мы не имеем права. Режиссер замечает, если я затемню на секунду раньше или позже. Все пункты утверждены им, актеры привыкли к определенному освещению. Зритель, особенно юный, реагирует на каждую вспышку, на каждый луч света. Взрослые избалованы эффектами, а дети, которые только изучают этот мир, получают от увиденного огромное удовольствие. Они с таким восторгом рассказывают друг другу о деталях спектакля. Тут понимаешь, что твой труд приносит радость людям, это становится стимулом для меня и других служителей театра.

– В чем, на ваш взгляд, разница в работе художника по свету в театре и кино?

– Театр – это синтетическое зрелище. Важны игра актеров, качество пошива одежды, грим, звук и многое другое. В моей работе важны каждый луч света, пылинки в этом луче. В театре важно все, и сколько бы прожекторов ни было, их всегда мало. Зритель не примет ошибку, фальшь, поэтому мой взгляд сосредоточен на сцене, а руки держу на пульте. В кино можно снимать дубли, исправить картину, поменять фон, выставить свет под нужным углом. А у нас нет права на ошибку, в этом и вся суть. Бывает такое, что актер в ходе спектакля забыл вовремя выйти на сцену. Мне нужно оперативно среагировать: затемнить или осветлить, чтобы спасти ситуацию и помочь актеру. Хороший актер использует свет как партнерскую руку. Не зря Станиславский рассматривал свет как средство выразительности и насыщения пространства.

– А во время спектакля кто находится рядом с вами?

– Заходя в кабинет, я закрываю дверь на замок и никого не впускаю. Помощник по свету Унисат Ахмедова работает в зрительном зале, подправляет внизу. Мне повезло, что у меня есть такой помощник, а иногда даже ее бывает мало.

– Часто выезжаете на гастроли?

– Зависит от ситуации. К сожалению, в большинстве сельских клубов, как правило, не бывает возможности показать спектакль во всей его красе. Самое распространенное явление – выбивает пробки, так как энергии не хватает. Тут приходится рассчитывать на талант актеров. Там, где это возможно, брала прожекторы и стойки, ездила с труппой. Находясь на всероссийских конкурсах и фестивалях в Астрахани, Казани, других городах, видела, какие технические возможности есть там в театрах и чего не хватает нам. Устанавливать свет без навыков работы на новом оборудовании было непросто. Но, судя по тому, какую высокую оценку дали сопровождению света в спектакле, с задачей я справилась.

– График у вас ненормированный. Как вы успеваете совмещать работу с домашними делами?

– Главное – все правильно организовать и качественно выполнять свою работу. С тех пор, как окунулась в театральную жизнь, у меня никогда не возникало желания поменять род деятельности. Я очень люблю свою профессию и людей, с которыми работаю.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Театры»