Купить PDF-версию
18:50 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:18 02.02.2018

О чем говорят камни

Высоко в горах Дахадаевского района затеряно одно из первых мусульманских поселений на территории нашей страны и всей юго-восточной Европы. Имя ему – Кала-Корейш. Несмотря на труднодоступность, в него стремятся попасть туристы и паломники. Однако время, ветер и дождь беспощадны к памятникам, находящимся под открытым небом.

Музей Ее Величества

Музей Виктории и Альберта – крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна. Он входит в двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира, а его коллекции насчитывают более четырёх миллионов предметов. Основала музей в середине XIX века королева Виктория, а её супруг принц Альберт внёс большой вклад в формирование коллекций, скупая на свои средства старинные и современные образцы искусства.

В декабре минувшего года в Музее Виктории и Альберта в Лондоне открылась выставка «Слова камней. Опыт чтения и трансляции наследия Кала-Корейша», организованная благотворительным фондом Зиявудина Магомедова «Пери». В экспозиции представлены не оригинальные объекты, а копии.

На этой неделе выставка завершает свою работу, и мы решили рассказать, как она оказалась в Туманном Альбионе и чем запомнилась англичанам.

– На монтаж выставки было очень мало времени, поэтому мы работали буквально до последних минут, – рассказывает один из кураторов выставки в Британском музее Андрей Рымарь. – Было довольно много посетителей, в том числе представители музеев – участников заключительной конференции по копированию объектов культурного наследия. Как нам показалось, им было интересно. Пространство в лондонском музее отличается от Эрмитажа, и мы с Ксенией Филатовой (сокуратором и художником выставки) придумали другой сценарий расположения объектов. Кроме того, удалось подробнее расписать моменты, связанные с технологиями изучения объектов, с историей некоторых орнаментов. Мы даже привлекли в качестве сравнительного материала несколько пиктских орнаментов, чтобы, так сказать, укоренить экспозицию в английской почве. С английскими коллегами работать было очень интересно, поскольку они серьезно вникали в процесс, у них было множество вопросов и предложений и по дизайну, и по текстам, и по расположению экспонатов.

По словам Андрея Рымаря, в мире вообще сейчас большой интерес к культурам, которые сохранили свои традиции, технологии традиционных ремесел. Наследие Дагестана занимает на этом фоне не последнее место. Изделия кубачинских мастеров, например, хранятся в Лувре и в том же Музее Виктории и Альберта. Или, например, мы помним историю профессора Роберта Ченснера из Оксфорда, который своей книгой о кайтагской вышивке дал огромный толчок к возрождению этого промысла.

Заброшенное село древней династии

Cело Кала-Корейш расположено на вершине труднодоступной горы и в средние века было столицей воинственного ханства – Кайтагского уцмийства и очагом распространения ислама на Северном Кавказе. На его кладбище покоятся правители с ХII по ХIХ вв. Впоследствии жители все больше расселялись на равнинах, село оказалось заброшенным. Из-за своего расположения селение практически не исследовано учеными.

В 2015 году в рамках программы «Культурное наследие 2.0» фонда «Пери» международная команда в составе специалистов испанского фонда «Фактум» и фотографов из Дагестана отправилась в экспедицию в Кала-Корейш для проведения работ по созданию 3D-модели древнего мусульманского поселения. С помощью фотоаппарата с разных ракурсов делали множество снимков небольших участков объекта, а затем специальные программы «склеивали» из них объемную модель. «Важным было то, что специалисты «Фактума» не делали все сами, а обучали дагестанских фотографов, то есть эти технологии остались здесь. Сейчас «Пери» и «Фактум» по такой же схеме оцифровывают фрески Ферапонтова монастыря в Вологодской области. В расшифровке текстов помогал Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

Ворота мечети, надмогильные плиты, надгробия в форме саркофагов – именно они в виде копий стали экспонатами выставки.

– У нас были копии надгробий из Кала-Корейша, сделанные по 3D-моделям. Это была резьба электронной фрезой по камню и дереву, а также гипсовая отливка, – рассказывает один из кураторов выставки в Лондоне Андрей Рымарь. – Мы попытались не просто показать эти экспонаты, а рассказать историю каждого элемента, орнамента, каждой надписи с помощью самых разных технологий. Например, на копию надгробия уцмия Мухаммад-хана с помощью проекторов проецируется изображение того, как надгробие выглядит сейчас, затем изображение того, как оно выглядело 400 лет назад, когда было раскрашено. Подсвечивался каждый элемент орнамента и давалась информация о его значении, фотографии подобных ему орнаментов в других странах. Был объект с «дополненной реальностью»: глядя на эстамп сквозь планшет, можно было увидеть, как выглядит сам камень, с которого сделан эстамп, «кликать» по разным его зонам и получать о них информацию.

Выставке предшествовала большая работа целой группы ученых из Института истории, археологии и этнографии Дагестанского ДНЦ РАН во главе с Махачом Мусаевым. Они много раз ездили в Кала-Корейш, расшифровывали каждую надпись. Много раз кураторы выставки консультировались и с искусствоведом Мисриханом Маммаевым, и с врио председателя ДНЦ РАН Муртазали Гаджиевым.

Цифровая жизнь артефактов

Впервые выставка «Слова камней. Опыт чтения и трансляции наследия Кала-Корейша» была показана в 2017 году в Государственном Эрмитаже. Для этого музея она стала первым опытом работы с копиями, ранее музей выставлял только оригиналы. Фонд «Пери» и музей Виктории и Альберта стали основными инициаторами разработки новой программы копирования объектов культурного наследия. «Это была серия встреч музейщиков со всего мира, во время которых обсуждалось множество связанных с этим вопросов. Например, как в связи с новыми возможностями технологий можно сделать культурное наследие более доступным и как при этом все-таки сохранить уважение к подлинникам, сохранить их уникальность. В этом контексте наша выставка была своего рода исследованием того, как можно показывать в музее копии и при этом компенсировать отсутствие «ауры подлинника» чем-то еще – средствами мультимедиа, например», – говорит куратор.

Смерть – это дверь

Надписи на надгробиях – строки из Корана, а еще стихи и философские изречения поэтов Средневековья, говорящие о неизбежности смерти, о тленности всего земного. «Сгинули все, и некому поведать тебе», «Покинули все этот свет, и нет ответа от них», «Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?», «Смерть – это дверь». Сколько правды и мудрости в этих строках и покорности неумолимому времени, которому подвержены не только люди, но и камни.

Но не все так печально, как в строках средневековых поэтов. Благодаря современным технологиям древние артефакты получат новую жизнь «в цифре», теперь уже, надеемся, вечную. Ну а мы, в отличие от англичан, можем все это богатство увидеть не в копиях, а в оригинале и даже потрогать руками. Пока еще можем…

Похожие

Хранители памяти

49
Литературные музеи давно перестали играть роль заурядных учреждений, хранящих и...

Доверьтесь добродетели

32
Из художественного завещания Гасана Алкадари: «Я к вам обращаюсь, моя дорогая семья и...

Ичинские манускрипты

230
Письма и рукописи видного учёного Гасана Алкадари, народного поэта Дагестана Сулеймана...

…И туфли Османа из Кикуни

70
После завершения чемпионата Европы по борьбе, прошедшего в...

Прогулки по «Дагестанскому аулу»

756
Знакомство с Дагестаном надо начинать с увлекательной и...

Знаешь историю? Получи приз!

35
Три вопроса и пять минут на то, чтобы найти заколдованные шифры, разгадать исторические...

«Трогательная» история

66
Рамазан больше любит читать, жанр – в зависимости от настроения, а вот писать он не любит....

…Мы встречаем гостя у порога

54
Иностранные студенты, обучающиеся в вузах республики,...

Открыл читателю Дагестан

46
«…В общем, все было хорошо под небом Сирагинским. Росли дети, набирались знаний в школе, даже...

Заставить душу трудиться

26
Руководство республики особую роль в осуществлении модернизации нашего горного края...

Работа предстоит напряженная, требующая усилий

122
В дагестанском некоммерческом фонде...

Прошлое не ушло

50
Музей истории ДГМУ был открыт 17 октября 2017 года по инициативе ректора вуза профессора...

Статьи из «Выставки»

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Жизнь в моменте

52
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...

История в картинах

235
Автор и куратор собственной выставки в Махачкале Амирхан Магомедов – народный художник РД,...

Планета Дагестан

14
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Планета Дагестан

757
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Снятию блокады посвящается

9
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...

Особенный Расул 

22
С помощью красок и карандашей особенные и слабовидящие дети попытались рассказать о том,...

История на холсте

17
Дагестан с его историей, культурой и традициями – центральная тема произведений молодой...

Со спицами и пряжей

72
В фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова слышен манящий голос. Вслушиваясь в песню, ты...

Чтобы прошлое не уходило безвозвратно

30
Он начал рисовать еще ребенком. Большое влияние на...

Та, что к солнцу поднялась!

25
Юбилейная ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения известной русской,...