Ожившие куклы стран БРИКС
Перед тем, как отправиться в Дагестан, участники фестиваля «Волшебный мир театра кукол стран БРИКС» мало что знали о нашей республике. Но прошло пять дней, и гости успели обзавестись друзьями, познакомиться с нашими природными и архитектурными памятниками, научились танцевать лезгинку и влюбились в местную кухню. Будьте уверены: домой каждый из них увезет немало добрых воспоминаний и впечатлений.
— Это были наши самые незабываемые гастроли, – рассказывает Игорь Годинья Роша, руководитель театра «Иллюзорио» из Бразилии. – Раньше мы даже не знали об этом замечательном уголке планеты, а теперь обязательно сюда вернемся.
С мнением супруга согласна актриса театра «Иллюзорио» Мару Ривера, запомнившаяся дагестанцам после блестящего спектакля «Хрупкий». По завершении постановки, обсуждая игру героини моноспектакля, многие зрители отмечали невероятный профессионализм девушки и спешили узнать, действительно ли Мару наголо побрила голову, как это было в спектакле. Оказалось, да.
— Я уже забыла, каково это – ухаживать за густыми кудрями. Однако спектакль требовал от меня такой жертвы. Конечно, была возможность просто спрятать волосы и создать искусственную лысину, но тогда мы лишились бы естественности, а этого нельзя было допустить. Все должно быть гармонично, – рассказывает актриса.
А вот коллектив «Инала театре» из Африки привез в Дагестан мировую премьеру – спектакль для самых маленьких «Лумка».
– Задумывая этот спектакль, мы хотели показать непосредственность детей и как они могут веселиться, радуясь всему, что их окружает. Это ведь так здорово! И, самое главное, продумывая идею «Лумки», мы стремились сделать спектакль именно о девочках. Мы считаем, что девочки очень отличаются от мальчиков: они могут всё! Если чего-то захотят, обязательно этого добьются, преодолевая любые препятствия, – поделилась Джанни Янг.
— На ваш взгляд, юный дагестанский зритель принял эту постановку?
— О да! Более того, мы совершенно не ожидали такого восторженного, теплого приема. Спектакль идет на одном из языков народов ЮАР — языке коса. У нас в Африке этот язык знают не все, но так или иначе его многие понимают. При этом мы всегда опасаемся, что постановку у нас на родине не воспримут. А в Дагестане люди, совершенно не зная этого далекого для них языка, не просто поняли, но и впустили нашу «Лумку» в свое сердце. Это очень нас порадовало. Не зря мы решили выбрать для премьерного показа «Лумки» именно Дагестан.
– Детишки надолго запомнят ваш спектакль еще и благодаря его интерактивности. В конце все исполнили песню вместе с Лумкой. А о чем, собственно говоря, она?
— Это традиционная колыбельная песня народа коса. Мы использовали всем знакомую мелодию и написали к ней свои слова.
Джанни и другие участницы коллектива «Инала театре» давно мечтали приехать в Дагестан и познакомиться с природой нашей республики. Благодаря театральному фестивалю стран БРИКС эта мечта осуществилась.
Гости из Индии познакомили дагестанцев с одним из древних искусств своей страны – театром марионеток Раджастхана. А после представления актеры рассказали немало интересного о своих куклах.
Раджастхан – это, пожалуй, одно из немногих мест в Индии, где по сей день работают в древнем искусстве предков. Кукол-марионеток в Раджастхане называют катхпутли (в переводе – деревянная кукла). А еще там существует специальная каста актеров – бхатт, работающая именно с марионетками. Само слово происходит от санскритского Бхарата — имени легендарного мудреца, которому приписывается изобретение индийского театрального искусства.
— Ремесло актера-кукольника члены древней касты передают по наследству из поколения в поколение, – говорит Пуран Бхат, руководитель театра «Аакаар». – К сожалению, с каждым годом в нашей стране все меньше тех, кто умеет работать с катхпутли.
Марионетка, как отмечают кукольники, – самая сложная в управлении кукла, но Пуран Бхат так быстро и виртуозно дергает за многочисленные ниточки, что она в его руках натурально смущается, пряча лицо за вуалью, возносит мольбу к Богу, пластично танцует, выделывает всякие акробатические трюки… В общем, живет.
Вдыхают в кукол жизнь и в китайском городе Янгдчжоу, где создан Институт кукольного искусства.
— Наш театр является одним из ведущих творческих коллективов Китая, – рассказывает руководитель Ксия Лианксьюн. – Репертуар включает в себя десятки кукольных шоу и миниатюр разной сложности. Янгдчжоу внесен в список нематериального культурного наследия Китая и находится под патронажем правительства страны.
За многие свои проекты труппа не раз получала «Премию Вэньхуа» от Министерства культуры Китая и ряд других национальных наград. Театр Янгдчжоу вместе с другими национальными и провинциальными коллективами Поднебесной побывал более чем в 40 странах и регионах Азии, Европы и Латинской Америки.
Помимо зарубежных гостей, в столицу Дагестана в дни форума приехали коллективы из регионов России. Театры кукол Вологды, Мытищи, Волгограда подарили зрителям лучшие свои постановки, ставшие лауреатами престижных театральных премий.
А самые высокие (в прямом смысле) артисты страны – участники Театра на ходулях города Евпатории (Крым) – во время впечатляющего представления «Шоу великанов» погрузили Махачкалу в мир волшебного карнавала, полного таинства и величия.
Театр был создан в 2001 году с помощью коллег и друзей города-побратима Людвигсбурга (Германия). Артистами стали юноши и девушки, не имевшие подготовки. Каждому из них на освоение ходьбы на ходулях потребовалось от нескольких дней до нескольких недель. Сегодня в театре есть ходули разной высоты. Средняя – 1 м 20 см, но ребята освоили также ходули высотой 2 м 20 см. «Высокие артисты» могут преодолевать многокилометровые расстояния. В 2003 году, участвуя в марафоне ходулистов, они доказали это, осилив маршрут в 72 км.
…Таким ярким и многоликим получился фестиваль театров кукол стран БРИКС, подаривший дагестанцам возможность познакомиться со множеством уникальных культур.
Грустно, что праздник искусства подошел к концу, но все мы и гости нашей республики надеемся, что добрая традиция, зародившаяся у нас, продолжит жить, объединяя страны и континенты.