Купить PDF-версию
08:39 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
10:04 24.03.2011

Символ пробуждения природы

30 сентября 2009 года «Навруз» наряду с другими 76 элементами духовного наследия всего мира был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Все земледельческие народы считали весну началом года. Поэтому в Дагестане, в ряде высокогорных районов, где основной отраслью хозяйства было скотоводство, праздник Навруз почти неизвестен.

К этому празднику народы Дагестана готовятся заблаговременно. Как известно, Навруз связан с зороастризмом — религией огнепоклонников. Поэтому главным символом праздника является костер, топливо для которого припасали загодя. Собиралось все, что можно сжечь: дрова, солома, кизяк, старая ветошь. Костры разжигали в ночь на 22 марта: один общий на возвышенности, самый большой, и поменьше в каждом доме: во дворах, на плоских крышах и т.д. Считалось, что огонь должен помочь солнцу в борьбе с зимой и холодом. Чем ярче и выше огонь костра, тем благополучнее будет весна и богаче урожай. Через костры принято перепрыгивать, чтобы очиститься от скверны, дурных привычек, болезней.

Праздник весны в Дагестане отмечают три дня. Варят и пекут особые ритуальные блюда. Почти у всех дагестанских народов готовят кашу из злаков (пшеницы, ячменя, кукурузы, фасоли, бобовых) с нарезанными кусочками сушеного мяса, молоком; чуду и курзе с разнообразной начинкой.
На радость детям пекут ритуальный хлеб из замешанного на молоке и яйцах теста. Хлеб имел самые разные формы: солнца, человечка, фигурки животных. Его украшают изюмом, орехами, часто внутри хлеба запекают яйцо — как символ плодородия.

Навруз с 2000 года в Дагестане стал не просто локальным, а общенациональным праздником. Но второй год профессиональные и любительские творческие коллективы Дагестана, в том числе и семейные ансамбли, собираются на праздник в одно из самых больших сел Табасаранского района — Сиртыч.

На XI Республиканский праздник весны Навруз приехали творческие коллективы и исполнители из Дербентского, Агульского, Магарамкентского, Докузпаринского, Рутульского, Ахтынского, Курахского, Табасаранского, Дахадаевского, Сулейман-Стальского, Хивского, Левашинского районов, г. Дербента. Праздник был организован Министерством культуры РД, Республиканским домом народного творчества, МО «Табасаранский район», отделом культуры МО «с. Сиртыч». Праздничный концерт проходил на открытой площадке. Сложилось впечатление, что в домах сиртычцев не осталось ни одного человека — все жители от мала до велика пришли на праздничное представление.

А в каждом сельском доме хлебосольные хозяйки готовили праздничные столы с традиционными сладостями, фруктами. Жителей села и гостей с праздником весны поздравил зам. главы МО «Табасаранский район» А.Абдулвагабов.

Обрядовые постановки встречи весны представили Табасаранский, Азербайджанский, Лезгинский государственные театры. Что еще раз доказывает, что профессиональное искусство родилось из народной культуры, а основой являются фольклорные ценности. Актеры не просто осуществили постановки весенних обрядовых праздников. Шуты и ряженые веселили зрителей, угощали праздничными сладостями, фруктами, пахлавой, шакяр-бурой.

Главным символом праздника является костер, топливо для которого припасали загодя. Собиралось все, что можно сжечь: дрова, солома, кизяк, старая ветошь. Костры разжигали в ночь на 22 марта: один общий – на возвышенности, самый большой, и поменьше – в каждом доме

В селе Сиртыч до поздней ночи звучали народные песни в исполнении известных и молодых ашугов: Айдуна Магомедова и его ансамбля, семейного ансамбля Магомедрагимовых. Свое мастерство и удаль на канате показывали юные пехлеваны школы искусств села Межгюль Хивского района. Живой звук зурны  музыканта Ислама Халилова из Рутульского района придал празднику особую народную ауру и колорит. Казалось, зурна не просто звала на праздник, а возвещала о пробуждении земли, о торжестве новой жизни и тепла.

Праздник продолжился у разгорающегося костра, через который перепрыгивали смельчаки. Ведь огню издревле приписывалась особая очистительная сила, избавляющая от болезней и пороков.

Весенние праздничные костры горели ночью и в селах Кулинского, Дербентского, Лакского, Табасаранского, Хивского, Докузпаринского, Ахтынского, Новолакского, Магарамкентского, Курахского районов, во многих    городах Дагестана, в том числе и Махачкале, что свидетельствует об объединяющей силе народных праздников.
 

Статьи из «Культура»

Яркая звезда по имени Фазу

2
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

7
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

1
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

35
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

9
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

7
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

40
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

20
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

8
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

32
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

25
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...