Купить PDF-версию
08:15 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
00:45 26.06.2018

Сколько чудес в глине

Уроки мастера. Как многозначимы эти два коротких слова для пробующих силы в своей профессии, равно как и для тех, кто с благодарностью оглядывается на свой путь, вспоминая наставника, который примером в трудолюбии, творческим отношением к делу формировал талант настоящего творца в любой специальности. А вот музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» совместно с художественно-графическим факультетом Дагпедуниверситета наглядно показал, какого совершенства можно достичь в обработке самой обычной глины, если посчастливилось встретить Мастера с большой буквы. И показали они это выставкой «Уроки мастера Магомеда Манилмагомедовича», которая открылась на днях на площадке худграфа ДГПУ.

Профессор, заслуженный деятель искусств РД, председатель Союза мастеров Дагестана Магомед Омаров – выпускник вуза. За время работы на факультете руководителем учебно-творческой мастерской по керамике обучил с 1982 года более тысячи студентов ваянию из глины удивительных произведений искусства, о чем свидетельствует выставка изделий мастера и его учеников.

Здесь сотни больших и малых скульптур: добрых и ироничных стариков и старушек, пускающихся в пляс под аккомпанемент гармошки, барабанов, дудочек, зурны, так залихватски владеющих народными инструментами, горцев в национальной одежде и папахе, древних башен, аулов, чудом примостившихся на глиняных боках разных размеров и оттенков сосудов таких чистых линий, что диву даешься их выверенности без каких бы то ни было приборов, механизмов; они сделаны старинным способом вытягивания вручную комка глины на гончарном круге.

Все эти глиняные изваяния до боли знакомые, но в каждом что-то затаенное, ни на что не похожее, свое. Это слияние реальности и вымысла, полное радости и света. Они поражают, удивляют, несут в себе чисто народное понимание жизни, элементы бытового уклада горцев. Добрый взгляд на проявление горского менталитета рождает теплое отношение к героям отдельных скульптур и групповых композиций, сельским сценам.

Умудренный опытом и знаниями Магомед Омаров всегда находит оригинальные идеи и создает многообразные декоративные формы и образы от мелких до пространственных – от маленького ослика, груженного полными хурджинами, до высоченных в 2,5 метра горских башен и минаретов, женских фигур.

Поражает высокая фигура обнаженной до пояса с точеными формами молодой женщины, сбрасывающей с себя… кору могучего дерева. Автору видится за корявой корой нежное тело красавицы, переносящее нас в языческий мир верований, преданий. В исполнении мастера вовсе нет натурализма, присутствует мера достоверности, эстетики, красоты. Чем навеяна тема этой скульптуры? Сказками о Царевне-лягушке, о хозяйке Медной горы, а может, придуманной Мастером своей легендой?

А вот могучий бык несет на себе прекрасную, прикрытую струящимися тканями другую красивую женщину. Явно эта композиция навеяна сюжетом известной картины «Похищение Европы», тема которой подсказана древнегреческим мифом о похищении громовержцем Зевсом красавицы Европы.

Поражает разнообразие форм и типов декорированных сосудов. В них прообразы не только дагестанской архаики, но и встречающихся в античной, восточной керамике. Весьма интересны сосуды, напоминающие индуистские средневековые храмы, есть кувшины, украшенные архаическими знаками, символами, крестами, символизирующими доисламское прошлое Дагестана. Многочисленные крупные маски народов мира так притягательны своей загадочностью и мистикой.

История гончарного ремесла берет корни в далекой древности. С глиной человек знаком с незапамятных времен. На протяжении столетий Дагестан смог сохранить самобытную культуру, наиболее архаичную из ремесел – гончарное дело. «Глина – материал живой и благородный», – так о предмете своей профессиональной страсти говорит Магомед Омаров. Его ученики на деле подтверждают слова мастера: тут же на выставочной площадке они показывают мастер-класс: из небольшого комка исходного материала лепят ироничного горца в черкеске и папахе, черепаху, несущую на себе мощный панцирь…

Поздравить с открытием выставки пришли и уже седые, и совсем молодые его ученики. Одна из них – Динара Джанбатырова, окончившая худграф шесть лет назад. В ее дипломе обозначена специальность учителя рисования. Но уроки профессора – мастера по керамике Магомеда Манилмагомедовича – помогли ей стать декоратором в крупной кондитерской Махачкалы. Она украшает торты на заказ к праздникам, юбилейным торжествам, создавая фигурки тех самых юбиляров с портретным сходством, цветами, виньетками, для детей – с героями мультиков.

– Со второго курса я регулярно посещала уроки профессора. Лепка – увлекательное занятие, которое помогло мне определиться в жизни, приобрести специальность, имеющую спрос, хорошо оплачиваемую, – с благодарностью своему учителю говорит Динара.

В числе ведущих педагогов худграфа М. Омаров прививает студентам вкус творчества, широту взглядов на прикладное искусство в традициях народного мастерства. У него своя методика преподавания, которой с большим успехом пользуются педагоги не только в Дагестане, но и в других регионах России. Магомед Манилмагомедович много лет сотрудничал с Карачаево-Черкесским университетом, Чеченским пединститутом, оказывал им практическую помощь в оборудовании мастерских для занятий керамикой.

Работы студентов, выполненные под руководством профессора, как показала выставка, хранят историю Дагестана, быт и культуру многонационального региона. Его уроки воспитывают у студенческой молодежи подлинную любовь к народной культуре, развивают их ум и чувства, способность понимать нравственные и эстетические ценности. Стремясь к бездонному пространству красоты, привлечению к его глубинам как можно больше людей, издает популярные книжки по лепке и керамике: «Пластическая анатомия», «Художественная керамика»…

О его заслугах на открытии выставки «Уроки мастера» говорили многие педагоги, художники, ученики. И все дружно подчеркивали, что такое искусство, рожденное в недрах культуры дагестанских народов, не должно угаснуть. И модернизация в образовательном процессе в учебных заведениях республики должна быть направлена на сохранение и развитие прикладного искусства.

Статьи из «Культура»

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

8
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

25
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

116
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

44
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

15
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

43
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...