X
00:31 07.09.2016

Толстой написал, Лансере нарисовал

36

13 сентября исполняется 70 лет со дня смерти известного русского и советского художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946), чья жизнь долгие годы была связана с Кавказом, в частности с Дагестаном. Благодаря его подвижнической деятельности в Дагестане после Октябрьской революции началось систематическое развитие изобразительного искусства – появились первые профессиональные художники.

В 1912 году Евгений Лансере впервые приехал в Дагестан в связи с полученным от петербургского издательства «Голике и Вильборг» заказом на иллюстрацию повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Он много путешествовал по горному краю, знакомился с людьми, природой, историей.

В 1917 году судьба во второй раз привела Лансере в Дагестан. Здесь вместе с семьей он укрывался от революционных потрясений, жил и работал в Темир-Хан-Шуре по приглашению своего хорошего знакомого по Петербургу инженера, революционера М.-М. Хизроева вплоть до 1920 года. Затем переехал в Тифлис. Но судьба снова и снова забрасывает его в Дагестан, который стал ему родным. Прервав работу в Тбилисской академии, Лансере в 1925 году, выполняя заказ Наркомпроса, участвует в художественно-этнографической экспедиции в Горном Дагестане.

В 1927–1928 годах в Кизлярском округе Евгений Евгеньевич собирает материал для иллюстраций к повести Толстого «Казаки». В 1929 году приступил к созданию для Дагестанского краеведческого музея исторического полотна – триптиха «Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту Советской власти». Этот монументальный триптих, ставший впоследствии одним из значимых произведений советского искусства 1920-х годов, Лансере создает по личным впечатлениям (ведь он был непосредственным свидетелем революционных событий в нашем крае).

Картина ярко раскрывает народный характер Гражданской войны, чему способствует не только изображение группы конных всадников-партизан на переднем плане в центральной части произведения, но и передача реакции группы женщин, стариков и детей в узких улочках аула. Их эмоцио­нальное состояние полярно. В левой части мы видим осуждение и неверие в дело партизан, в изменение жизни. Старик и старуха смотрят неодобрительно, исподлобья на все происходящее. Напротив, в правой части триптиха усталая молодая женщина с ребенком на руках глядит в сторону отряда со смешанным выражением страха, недоверия, любопытства и робкой надежды. Лансере, художник-гуманист, не только вложил в свое произведение высокое мастерство, но и проникся чувствами и мыслями о переменах в жизни дагестанцев.

IMG_1789.jpg

Успех этого монументального полотна определяется, вероятно, тем, что художник использует уже однажды найденный композиционный прием в иллюстрациях к «Хаджи-Мурату» Толстого, эмоционально и ярко передающий состояние наступающих перемен в жизни людей.

Творческую работу Лансере­ успешно совмещал с общественно-педагогической. Как настоящему художнику, ему было свойственно стремление учить и делиться знаниями. В трудные годы политической революционной неразберихи в Темир-Хан-Шуре, где он жил с семьей, художник открывает рисовальные курсы, преподает в местном училище, сотрудничает как иллюстратор в журнале «Танг чолпан».

Он ищет и находит способных, художественно одаренных молодых людей, обучает и наставляет их. М.-А. Джемал, Ю. Моллаев, Д. Капаницын, М.-К. Юнусилау, скульптор Х.-Б. Аскар-Сарыджа – первые художники нового Дагестана, к которым в юности судьба оказалась благосклонной. На их жизненном пути повстречался Педагог, ставший для них не просто первым настоящим учителем и другом, но и наставником, определившим всю их дальнейшую творческую судьбу.

Благодаря Евгению Лансере они получили курс рисования и художественного просвещения, учились в Москве и Петрограде, познакомились с известными мастерами и их произведениями, получили профессиональные навыки. А главным для них стало тесное соприкосновение с натурой и знание ее, умение работать на пленэре, с моделью, непрерывное самообразование и совершенствование, признание ценности реалистического понимания и отображения мира. Заложенные Лансере художественные знания и методы стали впоследствии определяющими в перспективных направлениях развития дагестанского искусства в целом. Его ученики были соратниками, единомышленниками Евгения Лансере. Благодаря большой совместной работе этими художниками был заложен фундамент изобразительной традиции в республике, а сами они впоследствии стали основоположниками национального профессионального изобразительного искусства в Дагестане.

Статьи из «Культура»

Две пары, одна судьба

21
Под ласковыми лучами июльского солнца, в день, когда вся Россия чествует семью, любовь и...

Новое дыхание фронтовой классики

32
Говорить правду о войне языком театра, да еще и силами...

Кинусайга по-ногайски

41
Удивительная картина из лоскутков ткани и кувшин из джута привлекли моё внимание на...

Квинтессенция будущего

21
Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой,...

Графини худграфа во всей красе…

28
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Духовность объединяет народы

14
Современные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной...

Ожерелье для любимой

15
Коллектив Даргинского театра представил яркую премьеру, основанную на повести народного...

Расул Гамзатов и Самурский лес

14
Как мы знаем, одним из самых известных природных чудес...

Политик трудного времени

14
Презентация книги первого президента Республики Дагестан Муху Алиева «Между философией и...

Сказка без границ

9
Русские, осетинские, ингушские, крымско-татарские, дагестанские, чеченские, кабардинские…...

«Похороните меня за плинтусом»

17
Как эти слова из известной песни созвучны с тем, о чём я...

Своим путем. Три истории молодых и талантливых

166
Они молоды, талантливы и по-настоящему...