Толстой написал, Лансере нарисовал
13 сентября исполняется 70 лет со дня смерти известного русского и советского художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946), чья жизнь долгие годы была связана с Кавказом, в частности с Дагестаном. Благодаря его подвижнической деятельности в Дагестане после Октябрьской революции началось систематическое развитие изобразительного искусства – появились первые профессиональные художники.
В 1912 году Евгений Лансере впервые приехал в Дагестан в связи с полученным от петербургского издательства «Голике и Вильборг» заказом на иллюстрацию повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Он много путешествовал по горному краю, знакомился с людьми, природой, историей.
В 1917 году судьба во второй раз привела Лансере в Дагестан. Здесь вместе с семьей он укрывался от революционных потрясений, жил и работал в Темир-Хан-Шуре по приглашению своего хорошего знакомого по Петербургу инженера, революционера М.-М. Хизроева вплоть до 1920 года. Затем переехал в Тифлис. Но судьба снова и снова забрасывает его в Дагестан, который стал ему родным. Прервав работу в Тбилисской академии, Лансере в 1925 году, выполняя заказ Наркомпроса, участвует в художественно-этнографической экспедиции в Горном Дагестане.
В 1927–1928 годах в Кизлярском округе Евгений Евгеньевич собирает материал для иллюстраций к повести Толстого «Казаки». В 1929 году приступил к созданию для Дагестанского краеведческого музея исторического полотна – триптиха «Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту Советской власти». Этот монументальный триптих, ставший впоследствии одним из значимых произведений советского искусства 1920-х годов, Лансере создает по личным впечатлениям (ведь он был непосредственным свидетелем революционных событий в нашем крае).
Картина ярко раскрывает народный характер Гражданской войны, чему способствует не только изображение группы конных всадников-партизан на переднем плане в центральной части произведения, но и передача реакции группы женщин, стариков и детей в узких улочках аула. Их эмоциональное состояние полярно. В левой части мы видим осуждение и неверие в дело партизан, в изменение жизни. Старик и старуха смотрят неодобрительно, исподлобья на все происходящее. Напротив, в правой части триптиха усталая молодая женщина с ребенком на руках глядит в сторону отряда со смешанным выражением страха, недоверия, любопытства и робкой надежды. Лансере, художник-гуманист, не только вложил в свое произведение высокое мастерство, но и проникся чувствами и мыслями о переменах в жизни дагестанцев.
Успех этого монументального полотна определяется, вероятно, тем, что художник использует уже однажды найденный композиционный прием в иллюстрациях к «Хаджи-Мурату» Толстого, эмоционально и ярко передающий состояние наступающих перемен в жизни людей.
Творческую работу Лансере успешно совмещал с общественно-педагогической. Как настоящему художнику, ему было свойственно стремление учить и делиться знаниями. В трудные годы политической революционной неразберихи в Темир-Хан-Шуре, где он жил с семьей, художник открывает рисовальные курсы, преподает в местном училище, сотрудничает как иллюстратор в журнале «Танг чолпан».
Он ищет и находит способных, художественно одаренных молодых людей, обучает и наставляет их. М.-А. Джемал, Ю. Моллаев, Д. Капаницын, М.-К. Юнусилау, скульптор Х.-Б. Аскар-Сарыджа – первые художники нового Дагестана, к которым в юности судьба оказалась благосклонной. На их жизненном пути повстречался Педагог, ставший для них не просто первым настоящим учителем и другом, но и наставником, определившим всю их дальнейшую творческую судьбу.
Благодаря Евгению Лансере они получили курс рисования и художественного просвещения, учились в Москве и Петрограде, познакомились с известными мастерами и их произведениями, получили профессиональные навыки. А главным для них стало тесное соприкосновение с натурой и знание ее, умение работать на пленэре, с моделью, непрерывное самообразование и совершенствование, признание ценности реалистического понимания и отображения мира. Заложенные Лансере художественные знания и методы стали впоследствии определяющими в перспективных направлениях развития дагестанского искусства в целом. Его ученики были соратниками, единомышленниками Евгения Лансере. Благодаря большой совместной работе этими художниками был заложен фундамент изобразительной традиции в республике, а сами они впоследствии стали основоположниками национального профессионального изобразительного искусства в Дагестане.