Вечная жизнь «Мимолетностей»
Второй концерт Дагестанского форума современной музыки «Творческие пересечения» (к 125-летию Сергея Прокофьева) состоялся в Махачкалинском музыкальном училище им. Г. Гасанова. Напомним, форум проводит Дагестанская государственная филармония при поддержке министерств культуры России и Дагестана.
Открывая концерт, музыковед Ирина Нахтигаль сказала о важности понимания значимости наследия, оставленного Сергеем Прокофьевым, о том, что большинство студентов, которые пришли на концерт, в будущем станут педагогами и именно им предстоит научить последующие поколения молодых музыкантов восхищаться и понимать музыку гения XX века.
Сергей Прокофьев совершил настоящую революцию в музыкальном искусстве. Никто и никогда до него не создавал подобных ритмов, мелодий, гармоний. Его музыку не сразу приняли, но позже появилось много подражателей.
Кроме прекрасного воспитания и образования, которые будущий композитор получил в семье, важнейшим этапом в его формировании как мастера стала учеба в Петербургской консерватории у корифеев русской музыки – Римского-Корсакова, Лядова и других. Прокофьев стал их последователем и безусловным новатором.
Первые концерты его музыки вызывали шок у слушателей — в ней не было той мелодической красоты, к которой все привыкли. Однако Прокофьев завоевал свое пространство не только в России, но и во всем мире. Послереволюционный отъезд из страны принес ему успех, почитание, благополучную жизнь, приглашения концертировать в Европе и Америке. Несмотря на это, в 1936 году композитор принимает решение вернуться в Россию, не мысля своей творческой судьбы без Родины.
Во время Великой Отечественной войны он пишет блистательные произведения: три «военные» фортепианные сонаты — отклик на события современности, балет «Золушка», ставший гимном красоте и торжеству справедливости. На концерте в музыкальном училище прозвучали четыре эпизода из этого балета. Амина Гунашева исполнила вариации фей времен года из сцены, в которой они собирают Золушку на бал.
Камерный оркестр филармонии под управлением заслуженной артистки России Зарифы Абдуллаевой представил слушателям очень редко исполняемую редакцию для струнных инструментов фортепианного цикла «Мимолетности» С. Прокофьева. Прозвучало шесть пьес из этого цикла, марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» и гавот. Завершился концерт выступлением солисток филармонии Ксении Балковой и Рамины Магомедовой со второй сонатой для скрипки и фортепиано.
Музыке, написанной Сергеем Прокофьевым, скоро исполнится сто лет, и композитора уже нельзя назвать нашим современником. Но его вклад в развитие профессиональной музыки в мировом масштабе требует к творчеству гения особо пристального внимания, именно поэтому в концертных залах по всей России звучат сегодня его произведения.
В ноябре в Махачкалу приедут композиторы из других российских городов, чтобы представить свои произведения. Дагестанцев ждут и сочинения дагестанских авторов, творческие встречи, обсуждения, круглые столы с участием музыковедов, исполнителей и композиторов.