Купить PDF-версию
19:59 | 13 октября, Пн
X

Жизнь на кончиках пальцев

Выпуск - 2017 №№ 322-323

Танхо Израилов родился 7 ноября 1917 года в Баку в семье горских евреев. Он был еще ребенком, когда семья переехала в Дагестанскую область, в село Цовкра Казикумухского округа.

Мать Хаетчим любила играть на гармони, а мальчику нравилось танцевать, хотя отец не очень одобрял это.

Местный колорит селения потомственных канатоходцев, их праздники, гуляния заложили в наблюдательном и пытливом Танхо глубокое ощущение многообразия самобытного фольклора народов Дагестана.

Со временем семья Израиловых переехала в Махачкалу, а затем вернулась в Баку, где Танхо оказался востребованным вместе со старшим братом Семеном, организовавшим татский ансамбль кавказских евреев.

Когда Семена Израилова пригласили в Дагестан главным балетмейстером Государственного ансамбля песни и танца, Танхо уже был руководителем татского ансамбля в Баку, сумев проявить свой организаторский талант, показать себя волевым, энергичным, талантливым и умным руководителем.

Возглавив молодой коллектив, Танхо почувствовал необходимость приобретения профессионального образования, и в 1934 году поступил в балетную школу при Бакинском театре им. Ахундова. В свободное от занятий время он работал художественным руководителем ансамбля народных танцев при Дворце культуры имени 26 бакинских комиссаров. В результате на Азербайджанской олимпиаде его коллектив занял первое место.

На Всесоюзной олимпиаде художественного творчества СССР Танхо Израилов искрометным танцем лезгинка покорил зрителей своей виртуозностью, артистичностью и темпераментом.

Самобытного горца-танцора заметил председатель жюри Игорь Моисеев и убедил родителей Танхо отпустить сына к нему на работу в только что созданный ансамбль танца народов СССР.

В семье Моисеева к юноше относились как к родному, а он, впитывая, как губка, каждое слово и методику работы маэстро, вскоре стал одним из ведущих солистов в коллективе. Со временем его роль в ансамбле возросла, он все чаще стал ассистировать Моисееву в постановке танцев. В итоге в течение восемнадцати лет проработал не только солистом, но и ассистентом Игоря Александровича.

Большая школа, пройденная у Игоря Моисеева, позволила Танхо поставить ряд хореографических миниатюр в ансамбле. А дагестанская лезгинка «Три друга» стала лауреатом и получила золотую медаль на Всемирном фестивале в Праге, где исполнителями были братья Израиловы – Танхо, Махай и Илья.

Мать Игоря Моисеева настояла, чтобы Танхо окончил вечернюю школу, и не без ее помощи его приняли сразу на второй курс балетмейстерского факультета Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского. Годы учебы в ГИТИСе вдохновили его к самостоятельному творчеству.

По окончании учебы в 1955 году Танхо Селимович был приглашен на должность главного балетмейстера ансамбля народного танца Молдавской ССР «ЖОК», а в 1956 году руководство Туркменской ССР пригласило его для создания Государственного ансамбля танца Туркмении. За короткий срок он основал новый танцевальный ансамбль, ставший гордостью этой республики. О триумфе коллектива на гастролях в Москве и работе его талантливого руководителя заговорили специалисты и профессиональные знатоки Москвы.

А концерты и гастроли по городам страны не оставили равнодушными руководителей других регионов, в частности, и Дагестанской АССР.

Первой обратила внимание на Танхо Селимовича бывшая тогда министром культуры ДАССР Зумруд Губаханова и организовала встречу Танхо Израилова с первым секретарем Дагестанского обкома партии Абдурахманом Данияловым. Он и убедил Танхо вернуться в Дагестан для создания ансамбля.

Конечно, все начиналось с формирования труппы. Для этого был объявлен набор-конкурс, в нем участвовали семьсот юношей и девушек. Работать в «Лезгинке» дали свое согласие и бывшие танцоры ансамбля песни и танца Дагестана Сааду Гаджи­ев, Анатолий Вартанян, Абдулджалил Джалилов, Агай Ибадулаев, Магомед Хадулаев, Али-Ага Хамдулаев, Зоя Ганибова, Нариман Магомедов.

После обсуждения с руководством республики Танхо Израилов предложил назвать ансамбль «Лезгинкой», символизирующей колорит всего Кавказа.

Первые же выступления ансамб­ля получили в прессе восторженные отклики и вызвали чувство радостного изумления. Молодые артисты покорили зрителя мастерством исполнения танцев, богатством и разнообразием костюмов, тонким художественным вкусом.

Подлинная народность и современность определили успех первой программы. В этом была огромная заслуга художественного руководителя ансамбля Танхо Израилова, показавшего себя талантливейшим постановщиком панорамной танцевальной программы.

«Цовкра» – один из наиболее ярких номеров программы, в котором органически сочетаются элементы народных игр, акробатики и потешной клоунады. С большим мастерством исполнил ансамбль татский танец «Харс», шуточный – «Врасплох». Для сотрудничества с ансамблем Танхо Селимович приглашал известных композиторов. Среди них Наби Дагиров, Мурад Кажлаев, Зейнал Гаджиев, Шумшуд Ашуров и другие.

Он сотрудничал с замечательным знатоком кавказского фольклора, художником по костюмам, заслуженным деятелем искусств ДАССР, лауреатом Государственной премии Николаем Лаковым.

Надо считать большой удачей для ансамбля состав музыкального оркестра во главе с заслуженным артистом РСФСР Уруджем Абубакаровым.

Гастроли ансамбля «Лезгинка» на концертных площадках Советского Союза проходили успешно, и зрители бывали в восторге. Газета «Бакинский рабочий» написала тогда, что «артисты «Лезгинки» познакомили с широкой панорамой танцевального искусства Дагестана и сделали это очень красиво, мастерски…».

Показала себя «Лезгинка» и на Декаде литературы и искусства Дагестана в Москве в 1960 году. В результате многие артисты ансамбля были отмечены, а Танхо Израилов удостоился звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

Ансамбль «Лезгинка» – это уникальное явление в истории дагестанской, советской и российской культуры. Своим рождением и неподражаемым искусством он всколыхнул хореографию всех кавказских регионов: появились «Вайнах» в Чечено-Ингушской АССР, «Алан» в Северной Осетии, «Кабардинка» в Кабардино-Балкарской АССР.

Думаю, необходимо отметить неоценимый вклад пяти братьев Израиловых: Семена, Танхо, Ильи, Махая, Юсуфа; детей Танхо – Рустама и Нины – в развитие хореографической школы Дагестана.

Сам Танхо Селимович был человеком неиссякаемой энергии. Всегда подтянутый, с безукоризненной выправкой, он всем своим видом и действиями олицетворял высочайшую самодисциплину. Покорял окружающих манерой поведения, культурой общения, имел большой авторитет в структурах министерств культуры Советского Союза и Российской Федерации. Он был близким другом министра культуры СССР Екатерины Фурцевой.

В свои 60 лет Танхо Израилов за выдающиеся заслуги в развитии хореографического искусства был удостоен высокого звания «Народный артист Советского Союза».

Прославленный Государственный заслуженный, а позже Академический ансамбль «Лезгинка» объездил практически все континенты мира. Миллионы зрителей рукоплескали его успехам.

… Исполнилось 100 лет со дня рождения величайшего мастера хореографии Танхо Селимовича Израилова.

Хочется надеяться, что его юбилей в республике будет отмечен на высоком уровне и коллективу ансамбля присвоят имя его создателя и многолетнего руководителя.

Им рукоплещет мир

В эти дни исполнилось 100 лет со дня рождения основателя ансамбля «Лезгинка», народного артиста СССР Танхо Израилова. Созданному им танцевальному коллективу и сегодня рукоплещет весь мир.

Судьба нашего славного земляка была неразрывно связана с судьбой «Лезгинки». Ее яркие захватывающие страницы написаны им, летящим почерком танца.

Дагестанцы повторяют это имя с благодарностью . Память о нем естественна, как дыхание, потому что именно Танхо Израилов поднял лезгинку на пьедестал, сделав брендом нашей республики.

В эти дни проходят встречи и вечера, посвященные его юбилею. Одна из них состоялась в Постоянном представительстве РД при Президенте РФ в Москве.

Почтить память великого артиста пришли генеральный директор ансамбля «Лезгинка» Джамбулат Магомедов, культурные деятели, ветераны коллектива «Лезгинка», а также ансамблей «Гжель», «Алан», «Вайнах» и другие гости.

В своем выступлении Джамбулат Магомедов отметил особую роль Танхо Израилова в становлении ансамбля, его вклад в развитие и популяризацию народного творчества в Дагестане. Также он подчеркнул, что сегодняшний состав ансамбля успешно продолжает устоявшиеся традиции и достойно прославляет коллектив и всю республику во всем мире.

Его судьба – это вдохновение

Красочные, разнообразные программы «Лезгинки» не могли оставить зрителя равнодушным. Они включали народные танцы – от небольших номеров до развернутых композиций – о традициях и обычаях дагестанцев, представляющих богатство и многообразие фольклора народов Дагестана.

«Все составные части танцевальных сюит находятся на высоком уровне – и музыка, и исполнительское мастерство артистов, и костюмы», – писала зарубежная пресса. И это все создал Танхо Израилов – выпускник Московского института театрального искусства, долгие годы работавший бок о бок с Игорем Моисеевым. Талантливый юноша профессионально вырос и осознал, что из хорошего подмастерья пора становиться мастером. И он вернулся в Дагестан с огромным опытом творческой и педагогической деятельности. С его именем связана славная летопись «Лезгинки», вобравшей красоту, волшебство, поэзию народного танца.

Пятнадцатилетнему подростку (у него еще не было паспорта) предложили вакантную должность солиста в старейшем Государственном ансамбле песни и танца «Дагестан», а в девятнадцать ему было присвоено звание «Заслуженный артист республики». Кто-то из членов наградной комиссии заметил, что, мол, юноша еще молод, на что руководитель республики Абдурахман Даниялов сказал: «Я сам видел, как он танцует. Заслуживает».

Танхо Израилов относится к замечательной плеяде творческой интеллигенции Дагестана, чья профессиональная деятельность стала гордостью хореографического искусства. Его имя вошло в золотой фонд многонациональной культуры Дагестана.

Отточенность каждого движения в поставленных им танцах, высочайший профессионализм, неподражаемый артистический всплеск стали главным достоинством каждого исполнителя. Заметное и быстрое восхождение «Лезгинки» открыло у танцоров второе дыхание. Танхо Израилов не только вывел на профессиональную сцену самородков национальной хореографии, привив им культуру классического понимания искусства, но и не переставал шлифовать свое мастерство и свой артистический дар. Он продолжал безупречно владеть пластикой своего тела, держать корпус, осваивать сложные акробатические моменты, так необходимые в мужском танце, умел слышать музыку, ее ритмы, сопровождающие хореографию.

Его судьба – это вдохновение, жизнь человека, у которого горела душа.

Низкий поклон его памяти, а «Лезгинке» – моя вечная любовь. Живи и здравствуй на вечные времена! Пусть благодарные зрители оглушают танцоров бурными овациями в знак признательности к их таланту, и пусть победное шествие «Лезгинки» по миру прославляет искусство Дагестана. Я верю, что в год столетия ансамбль по праву будет носить имя своего основателя и первого художественного руководителя Танхо Израилова.

Иосиф Матаев, заслуженный артист РФ, Тель-Авив – Махачкала

Похожие

Ансамблю – имя основателя

262
Конец 50-х – начало 60-х годов прошлого века. Это время – где-то десять лет – вошло в историю...

«Лезгинку» и за пределами страны знают

42
Председатель Народного Собрания Дагестана Хизри...

Хрупкая женщина с большим сердцем

115
Так назвала педагога по хореографии Тарият Капиеву (на...

Лезгинка – порыв души

1407
Он танцует лезгинку на улицах и площадях разных городов страны. Сотни тысяч людей наблюдают...

«Лезгинка» заслужила наград

44
Врио Председателя Правительства РД Абдусамад Гамидов 25 декабря встретился с коллективом...

Танцы на передовой

59
Выезжать за границу с выступлениями для коллектива Государственного академического...

Они открыли миру Дагестан

238
В истории ансамбля «Лезгинка» немало ярких страниц. Красочные, разнообразные программы не...

Статьи из «КультЛичность»

«Ночь расплескав, прожгла туман ракета…»

13
Народный поэт Дагестана Магомед Гамидов не...

Зал аплодировал ей стоя

16
Народная артистка Дагестана Зумруд Атагишиева играла свои роли так, что зал всегда...

Мастер, увековечивший эпос

26
В древнем селении Ахты, что в сердце Южного Дагестана, произошло событие, которого ждали...

Неповторимый мир волшебства Юсупа Магомедова

12
Когда-то итальянский художник и ученый...

Щедрость души

14
На днях краеведческому музею Акушинского района – филиалу Дагестанского музея имени А....

Дочь степи

31
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Песнь о «Гомере XX века»

20
В концертном зале Дома национальностей Санкт-Петербурга прошёл музыкально-поэтический...

Народный соловей

36
Когда Рашид Бейбутов (на снимке) начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим...

Ноябрина, Нонна

32
Она родилась в многодетной семье на Кубани. Их было шестеро детей. С детства ей приходилось...

Воин и писатель

38
Великая Отечественная война стала для Абдулмажида Хачалова серьезным испытанием. В 1943 году...

Ашуг, сын ашуга

35
В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги,...

Поющее сердце Таиры

25
Село Ахты считают жемчужиной Дагестана. Здесь всегда солнечно, а где солнце, там и сочные...