06:00 | 18 октября, Чт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Без синдрома отличника

A- A+

Я отдал школе 20 лет своей жизни, и её проблемы мне знакомы не понаслышке. Поэтому споры о том, нужен нам ЕГЭ или нет, мысленно возвращают меня к тем дням, в школьные классы или студенческие аудитории.

В свое время с целью повышения эффективности учебного процесса в школах начали проводить такой эксперимент: с 5 класса всех отличников и некоторых хорошистов собирали в отдельные классы. Эти ударные классы своим примером должны были подтянуть слабых. Родителям и школе надлежало стимулировать отстающих детей, чтобы в них крепло желание перейти в более сильные классы.

Как утверждают исследователи-социологи, в устойчивых группировках, в данном случае – в классах, через некоторое время выделяется малая часть лидеров, большая же часть коллектива предпочитает оставаться пассивными. Так и получилось: за полугодие в классах отличников произошли шокирующие специалистов изменения. Как и в обычных классах, в них определились несколько отличников, остальные превратились в троечников. Эксперимент с треском провалился, и всё вернулось, как говорят, на круги своя.

Казалось бы, психологический климат в классе с помощью учителей должны определять отличники и хорошисты. На самом деле троечники и двоечники по принципу вожаков стаи определяют свои правила поведения в группе, то есть в классе. Внешне это не видно, но опытному учителю или классному руководителю не составляет большого труда определить, кто есть кто. А отличники испытывают сильное давление как со стороны родителей и учителей, так и со стороны остальных учеников. В классе их не любят, они одиноки, молчаливы и зачастую сильно страдают от этого. Большая часть класса — троечники и какая-то часть хорошистов, которые учатся только по настроению: им все равно, они не претендуют ни на что, плывут по течению. И на ЕГЭ они спокойны. Только у отличников экзамен вызывает страх и трепет. Это так называемый синдром отличника. Троечники же знают истинное положение вещей, а именно, что их уровень знаний не гарантирует успешную сдачу ЕГЭ.

Чтобы определить эффективность боевой подготовки войск, Верховный главнокомандующий может в любое время суток поднять по тревоге любое боевое подразделение в любой точке страны и провести командно-штабные учения. А как определить эффективность ЕГЭ?

Я проработал в вузах Москвы 12 лет, был куратором группы на первом курсе юридического факультета, и в моей группе было 4 выпускника из Дагестана, которые поступили по результатам ЕГЭ. И что же? Диплом получил только один, и тот закончил институт заочно. Интересно было бы проследить, какой процент поступивших из регионов, в том числе из Дагестана, дошли до получения диплома, ведь это основной показатель эффективности ЕГЭ.

Я родом из СССР. Тогда, по мнению специалистов, наша страна занимала лидирующие позиции в мире по уровню образования. Тогдашние выпускники школ при поступлении в вузы писали сочинение. Это был самый трудный из всех экзаменов. На каком месте уровень нашего образования сегодня, говорить не буду.

Если послушать противников ЕГЭ, то его нужно отменять. И что тогда получится? При той тотальной коррупции, которую мы наблюдаем сейчас, умные и бедные останутся за бортом. Что же делать? Выход есть. ЕГЭ сейчас противопоставлен всему учебному процессу. А надо, чтобы он стал его составной частью. Для этого нужно с 5 класса внедрять элементы ЕГЭ, то есть каждый год проводить итоговые экзамены: конверты, задания, подведение итогов — все как при ЕГЭ. Пусть дети привыкают к этому. Школа самостоятельно должна определить, по каким предметам проводить подобные проверки. Чем шире в этом процессе участвуют родители и общество, тем лучше. Такая психологическая подготовка учеников к будущему ЕГЭ позволит избежать трагических случаев, имеющих место в системе обучения.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Образование»

  • Занимательные уроки мастерства 

    В Махачкалинской школе-интернате №4 прошли мастер-классы для младшеклассников. Организатором их выступил...

    10

    12:09  09.10.18

  • Воспитать гражданина 

    Модернизация образования, престиж профессии, роль учителя в воспитании гражданственности и патриотизма у...

    26

    9:30  06.09.18

  • Знаний много не бывает 

    Темой очередного круглого стола, состоявшегося в Махачкалинском Центре повышения квалификации стала...

    20

    9:24  06.09.18

  • На радость всем кизлярцам 

    Порог нового корпуса на 320 ученических мест к СОШ №5 г. Кизляра переступили 50 первоклашек. Его открытие прошло...

    17

    9:39  05.09.18

  • В первый день сентября… 

    Завтра, в День знаний, выйдут на торжественную линейку 50 тысяч дагестанских первоклассников – для них...

    28

    9:18  31.08.18

  • Есть инвесторы – есть надежда 

    Вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, стоят на повестке дня. Проблема решается, но...

    35

    9:15  29.08.18