Купить PDF-версию
19:26 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
09:36 12.07.2019

Будни «светлячков»

Образцовый детский сад – это такое красивое и уютное место, где всегда вкусно готовят, а у детей есть возможность заниматься в хорошо оборудованных спортивном, музыкальном залах. Где дети с речевыми проблемами могут справиться с ними до того, как сядут за школьные парты.

В доперестроечные времена материальное обеспечение детских садов брали на себя предприятия или помогали им чем только могли. А сейчас все совершенно по-иному. Дошкольные образовательные учреждения – муниципальные организации с определённой долей хозяйственной самостоятельности. И сегодня многое здесь, если не всё, зависит от руководителя. Журналист «Дагестанской правды» встретилась с коллективом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №11 «Светлячок» г. Каспийска и узнала, как нужно работать, чтобы заслужить право называться образцовым детсадом России.

В числе лучших

Совсем недавно были подведены итоги всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад 2018-2019», цель которого выявление 1000 лучших организаций дошкольного образования, осуществляющих уход за детьми. Конкурс проходил среди 42 тысяч учреждений, имеющих государственную лицензию на осуществление деятельности. Жюри оценивало контент участников, представленный на открытой публичной выставочной интернет-площадке, с использованием системы баллов. В результате тщательного отбора в списке образцовых детских садов, как отметили в Министерстве образования РД, оказались 16 дагестанских дошкольных учреждений, в их числе и детский сад №11 «Светлячок» г. Каспийска.

— О конкурсе я узнала от своих коллег, ставших победителями в 2017-2018 гг. Ничего сверхъестественного для победы мы не сделали. Из наработанного фонда были отобраны лучшие фото- и видеоматериалы, пояснения к ним. И таким образом представили ежедневную, систематическую работу коллектива, а ее мы выполняем не от случая к случаю, – поясняет заведующая детским садом Патимат Магарамова. – Думаю, что решающим фактором в нашу пользу послужило качество представленного материала, в котором отразился накопленный за последние пять лет опыт. Победе во всероссийском смотре-конкурсе, по словам Патимат Азизовны, способствовали также сплоченная работа коллектива и любовь к детям.

Интересы разные

А за что дети любят садик? На этот вопрос отвечает Саид (старшая группа): «Тут весело, потому что здесь дети». Загир включился в разговор и рассказал, что ему доставляет огромное удовольствие конструировать всякие модельки. Дети в этой группе разные, интересы соответственно тоже. Али нравится рисовать, Чамсутдину – считать, а Заире – лепить.

В Каспийске садиков с логопедическими группами не так уж много. Однако речевые проблемы, с которыми сталкиваются дети, никуда не исчезают, наоборот, из года в год таких ребятишек становится все больше. Причины, как правило, следующие: травма при родах, генетическая предрасположенность.

– Психологические проблемы в семье также являются предпосылкой для возникновения дефектов речи, – отмечает воспитатель речевой группы «б»
Назрият Гамзаева. – Мы стараемся охватить как можно больше детей, усиленно работать с ними.

В каждой из групп до 20 детей. Логопеды Гаписат Исакова и Рима Тарланова проводят с ними как групповые, так и индивидуальные занятия, прорабатывают трудные для произношения шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Логопедический кабинет

В этом году по программе «Доступная среда» приобрели оборудование для логопедического кабинета. Дети знакомятся с буквами, слогами. Для развития тактильных ощущений логопедам помогает «Гусеница», идя по которой ребенок рассказывает о своих ощущениях. Дети обожают создавать рисунки на столе-мозаике, перемещая шары разных цветов. Оказывает положительное влияние на их развитие и песочная терапия.

– В своей работе мы используем еще такую эффективную методику, как «Говорящее зеркало». Ребята слушают, как произношу я, затем произносят сами и видят себя со стороны, – говорит Гаписат Исакова. В августе заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Наталья Стеценко ознакомит коллектив с годовым планом. Дети занимаются по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Педагогам предоставлена возможность проявить свои творческие способности, использовать региональные и нерегиональные программы.

В здоровом теле…

Сегодня на обед мясная котлета, вареный картофель, морковный салат и, конечно же, компот. Рыбу «светлячки» едят два раза в неделю. Молочные продукты – дагестанского производства. Утренняя зарядка проходит в два этапа – в 8:10 и 8:20, так как нагрузка на малышей, детей старших и подготовительных групп ложится разная. Зарядку под музыку ведет инструктор по физическому воспитанию, хореограф Мирза Мусаев – «костяк детского сада», как называют его в коллективе.

– Три раза в неделю занимаемся физкультурой. Зимой после сна у нас бывают закаливающие процедуры, летом тоже бегаем босиком и обливаемся водой, – рассказывает маленький Али.

Кстати, инвалиды-колясочники могут при желании пройти в любой кабинет, а незрячие – быстро сориентироваться (на каждом шагу висят тактильные таблички, пиктограммы, знаки для инвалидов).

Музыкальное воспитание

Какое место в воспитании дошколят занимает сегодня музыкальное образование? Педагог Людмила Назаренко считает, что именно через музыку прививаются лучшие человеческие качества.

– Мы на занятиях развиваем не только слух, эмоциональное настроение, но и мимику. Очень важны реакция ребенка на происходящее, блеск в его глазах, мировосприятие маленького члена общества. Благодаря песням и танцам ребенок учится общению с ровесниками. Дети с удовольствием слушают классическую, симфоническую, эстрадную и национальную музыку. Слушая оркестр, хором отвечают, какие музыкальные инструменты звучат: они умеют определять игру на скрипке, аккордеоне, баяне, кумузе, ксилофоне, фортепьяно. Сами играют на инструментах, смотрят программы, с которыми к нам в гости нередко заглядывают музыкальные школы.

Казалось бы, что понимают в музыке дошколята? Но занятия с малых лет развивает у них художественный вкус, и, кем бы в будущем ни стал маленький член общества, он будет ценить искусство. А это немаловажно, – подытоживает Л. Назаренко.

Поддерживать и обновлять

Более 15 лет «Светлячок» является не просто садиком, а Центром развития ребенка. Патимат Магарамова отмечает, что руководить коллективом, в котором работают трудоспособные, грамотные педагоги, такие как Наталья Стеценко, Маина Дунцова, Шахризат Омарова, Светлана Миримова, Людмила Назаренко, Ирина Джанхуватова, Рамзият Бабаева, Ольга Попова, Саният Гасанова, Наина Агасиева, Кепияханум Хыдырбекова, — это огромное удовольствие. Среди педагогов есть и почетные работники общего образования РФ, и отличники народного образования РД. А не так давно логопеду Гаписат Исаковой вручили Почетную грамоту Президента РФ. Члены коллектива ежегодно участвуют в конкурсе «Воспитатель года». В прошлом году воспитатель Елена Донская заняла I место по г. Каспийску, а в республиканском этапе – II место.

Коллектив характеризует Патимат Азизовну как грамотного, требовательного, тактичного, переживающего за всех руководителя. Двухэтажные типовые здания садика буквально утопают в зелени. 25 лет назад, по словам руководителя учреждения, она получила сад таким же зеленым и ее задача – поддерживать и обновлять его.

Статьи из «Образование»

Тотальный диктант объединяет народы

13
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

4
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...