Высокогорное село Эчеда Цумадинского района – не исключение, а скорее правило. И даже по внешнему облику школы (на снимке) можно судить о том, как здесь осуществляется учебный процесс. Директор школы Магомед Исаев только руками разводит.
— Модернизация образования сегодня приобретает особое значение, — говорит он. — И каждый должен понимать, что без новых знаний, технологий сегодня никуда. Что же нужно сделать в первую очередь, чтобы сельская школа заработала в полную силу? Прежде всего необходимо скоординировать действия муниципалитета, который определяет школьную политику на местах, и МОН РД. Судите сами. Со дня создания в 1999-м году школа ни разу не ремонтировалась. А частичный ремонт не спасает положения. Старые окна с огромными щелями, разбитыми стеклами, дырявые полы и школьные доски доисторического периода. Протекает крыша, покрытая разбитым шифером. Кажется, она осталась в том времени, когда строились первые школы. Но на дворе двадцать первый век. Почему же районное управление образования и администрация не замечают школьных проблем, не решают вопросы, годами остро стоящие на повестке дня?
Недавно родительский комитет школы был вынужден обратиться к главе МО «Цумадинский район» М. Камилову. Но пока обещания остаются обещаниями. А средства, выделенные на ремонт, лежат на школьном счету. Использовать же деньги без разрешения районного управления образования директор не может. А дети тем временем вынуждены учиться в аварийной школе. Откровенно говоря, стыдно было слушать рассказ директора сельской школы. А как себя чувствуют районные чиновники? Наверняка их дети учатся в престижных школах, где для них созданы все условия.
Глава республики Р. Абдулатипов особое внимание обращает на то, чтобы дагестанские школьники получали полноценное образование. Его модернизация, президентский проект «Школа будущего» направлены на освоение информационных технологий, передовых методик обучения. Да вот только в эчединской школе как будто об этом забыли. Когда директор принимал школу, то в наличии обнаружил всего два компьютера, один принтер и видеопроектор. И это все! Спасибо, еще три компьютера подарил некоммерческий фонд «Институт развития Дагестана». Интересуюсь, есть в наличии предметные кабинеты, методическое оборудование, интерактивная доска, с помощью которых и должен осуществляться учебный процесс. Директор только плечами пожимает. — Я принял школу не только без предметного оборудования, но и без лицензирования, аттестации,- говорит он. — Пришлось все начинать с нуля, формировать родительский комитет, принимать школьный устав, положение о педсовете.
В школе, где сегодня обучаются 83 ученика, катастрофически не хватает учителей химии, физики, истории, иностранного языка. Да, в педагогическом коллективе есть молодые учителя, многие из которых прошли аттестацию в ДИПКПК МОН РД, но в целом это картины не меняет. В школе нет творческой атмосферы, а самое главное, нет возможности для обучения детей по технологиям нового поколения, необходимых учебных помещений, как нет школьной столовой и медкабинета. Спрашиваю, как учащиеся сдают ЕГЭ? В этом году всего пять выпускников одиннадцатого класса. Это дети из малоимущих, неполных семей. Ведь полноценная семья, которая беспокоится о будущем своего ребенка, учиться в такой школе не позволит.
В общем грустная история. В отраслевом министерстве директор пока не был, хотя и собирается, чтобы наконец выяснить: почему школа по программе модернизации не получила ни одного предметного класса, наглядных пособий.
Автор обратился за комментарием к первому замминистра Ширали Алиеву, который подтвердил, что Министерством образования, науки и молодежной политики РД за период реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в РД (2011-2013гг.) Эчединской СОШ Цумадинского района было выделено спортивное оборудование в базовой комплектации. А в 2010 г. в рамках реализации нацпроекта «Образование» поставлен компьютерный класс из пяти компьютеров — согласно заявке. А это значит, что местные власти посчитали, что эчединским школьникам хватит и этого.