Купить PDF-версию
17:40 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
08:22 08.04.2008

Родные языки – как главный приоритет

Известно, что родным языкам долгое время в общеобразовательных учреждениях республики уделялось недостаточное внимание. И до недавнего времени вместо родных языков вводили другие предметы, якобы более необходимые ученикам при сдаче ЕГЭ.

Также в нарушение приказов Минобразования Дагестана в учебных планах многих школ республики вообще отсутствовали уроки родного языка. Теперь, когда на эту проблему Министерство образования и науки РД обратило особое внимание, родной язык получил статус полноправного школьного предмета. А в программу обучения вводятся все новые программы по пропаганде родного языка. Именно по одной из таких программ "заговорили" на дагестанских языках" герои классических мультипликационных фильмов на местном телевидении.  

И не случайно впервые объединились и традиционные олимпиады по родному языку и литературе и конкурс "Лучший учитель родного языка", проведенные в начале апреля в профлицее № 9 г.Махачкалы.

Организаторами проекта выступили Министерство образования и науки РД, Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров, Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, ДГУ, ДГПУ и профлицей №9.

В рамках программы проходило сразу три конкурса: учителя оспаривали звание лучшего учителя родного языка, а ученики соревновались между собой на лучшее знание родного языка и литературы. Участников конкурса отбирали из числа лучших учеников по результатам различных школьных муниципальных олимпиад, конкурсов, которые и стали первым этапом этой программы. Количество участников составляло около 450 человек.

Обширна оказалась и география участников. Они приехали практически со всех районов и городов республики. Как отметил один из организаторов конкурса, ректор Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров (ДИПКПК) И.Мусаев, основная цель проведения этого конкурса — развитие современного образования, которое предполагает сосуществование доминирующей тенденции, связанной с выявлением талантливых и одаренных детей.

При регистрации участников конкурса коридоры лицея с трудом могли вместить всех желающих, и их приходилось вводить вовнутрь небольшими группами. Это говорило об огромном интересе молодого поколения к родному языку, что не может не радовать. Из 31 учителя, заочно подавшего заявку на участие в конкурсе "Лучший учитель родного языка", в очный тур прошли только 20. Конкурс состоял из трех туров. Первый тур — самопрезентация конкурсантов "Визитная карточка", где отобрали 6-х лучших, которые и продолжили борьбу. Их ожидали тренинги, мастер-классы, панорамы уроков, педагогические ринги и т.д.

У педагогов оценивался профессионализм и умение привить ученикам любовь к родному языку. Открытые уроки и мастер-классы учителя проводили в классах, где сидели участники олимпиады по родному языку и литературе. Конкурс вылился в масштабный праздник народной культуры и национальных языков.

Одиннадцатиклассники-победители и призеры олимпиады будут без экзаменов зачислены в профильные факультеты ДГУ и ДГПУ. А лучшему учителю будет повышен квалификационный разряд.

От имени Министерства образования и науки республики победителей поздравила заместитель министра Н. Мусалаева: "Дорогие друзья, уважаемые коллеги, дорогие ребята! Мне трудно подобрать слова удовлетворения и  радости от результатов нашего совместного мероприятия. Мы рады, что олимпиада и конкурс "Лучший учитель родного языка" прошли в этом году на таком высоком уровне. Рады и тому, что приехало так много участников. От всей души хочу поздравить всех, прежде всего, педагогов, которые приняли участие в этом конкурсе. И, конечно же, не могу не поздравить наших ребят, которые показали такие высокие результаты при изучении родных языков и литератур, и смогли помочь своим учителям проявить их педагогические таланты в конкурсе "Лучший  учитель  родного языка".

Победителями стали: 1-е место — Марзигат Алиева (Камышкутанская гимназия ТУО); 2-е место — Сафият Аджигельдиева (Кумлинская СОШ Ногайского района); 2-е место — Кумсият Казиева (гимназия №5 г. Кизилюрт); 3-е место — Хасайбат Рамазанова (СШ№ 2 г.Буйнакск); 3-е место — Гульбика Гаджиева (Хуринская СШ Лакского района).

Несомненно, подобного рода мероприятия необходимо проводить как можно чаще.   Они привлекают внимание общественности к непростой проблеме родных языков. Ведь по тому, как человек относится к своему языку, очень часто определяется его отношение к своей малой и большой Родине, к самому себе и окружающим.

Статьи из «Образование»

Народный этикет подскажет

3
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

6
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

12
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...